Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А. и Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0036-01-2020-003192-48 (2-2609/2020) по иску Симухина С.В. к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Симухин С.В. обратился в суд с иском к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также- ВС ЛУ МВД России на транспорте) на транспорте о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал на то, что он проходит службу в органах внутренних дел беспрерывно, на протяжении более 25 лет. Решением жилищно-бытовой комиссии ВС ЛУ МВД России на транспорте он с семьей в составе трех человек (он, супруга Симухина Н.К.), дочь Симухина А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлены на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 октября 2012 г. Nп/п 46. В ходе рассмотрения заявления было установлено, что он и члены его семьи проживают по адресу: "адрес", иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, не имеют.
До настоящего момента жилищные условия семьи не изменились, однако 25 марта 2020 г. жилищно-бытовой комиссией Восточно- Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты принято решение о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223).
Полагает, что принятое решение о снятии его с учета является незаконным, поскольку ответчиком была дана неправильная оценка жилищным правам нуждаемости в жилье его семье.
С учетом уточнений исковых требований просил суд признать решение жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 25 марта 2020 г. N о снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его, Симухину Н.К. (супругу), Симухину А.С. (дочь), с даты их постановки на учет.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2020г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского Линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 25 марта 2020 г. N об исключении из списка очередников по предоставлению единовременной социальной выплаты на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Симухина С.В.; обязать Восточно-Сибирское Линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации восстановить Симухина С.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Восточно-Сибирского Линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте ставится вопрос об отмене решения Свердловского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2020г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. как незаконных.
На кассационную жалобу Симухиным С.В. поданы письменные возражения.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Симухин С.В. с 18 декабря 1996 г. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 27 июня 2018 г. по настоящее время в должности заместителя начальника Таксимовского линейного отдела полиции Северобайкальского линейного отдела МВД России на транспорте.
3 октября 2012 г. Симухиным С.В. на имя начальника Восточно- Сибирского ЛУ МВД России на транспорте было подано заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с приложением всех необходимых документов.
18 октября 2012 г. комиссией Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за Симухиным С.В. и членами его семьи было признано право на получение выплаты по пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
На основании протокола заседания N от 25 марта 2020 г. комиссией Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было принято решение о снятии Симухина С.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В качестве оснований для снятия с учета очередников указано следующее: Симухин С.В. состоит на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 3-х человек (он, жена - Симухина Н.К, ДД.ММ.ГГГГ, дочь - Симухина А.С. ДД.ММ.ГГГГ). Стаж службы в органах внутренних дел Симухина С.В. по состоянию на 2 октября 2012 г. составлял 16 лет 10 месяцев 10 дней в календарном исчислении.
На дату подачи заявления (2 октября 2012 г.): Симухин С.В. (зарегистрирован по месту пребывания на период с 14 декабря 2011 г. по 14 декабря 2012 г.), его супруга Симухина Н.К. (зарегистрирована с 12 декабря 2011 г.), дочь Симухина А.С. (зарегистрирована с рождения с 29 февраля 2012 г.) и проживали в комнате в общежитии по адресу: "адрес", общей площадью N.м, предоставленной ему и его гражданской супруге Падериной Н.К. по договору социального найма от 24 октября 2011 г. N.
Симухин С.В. зарегистрирован с 3 декабря 1996 г. в квартире по адресу: "адрес", м-он Южный, "адрес", общей площадью N кв.м, принадлежащей на праве собственности его отцу - Симухину В.Г, то есть в силу статьи 31 Жилищной кодекса Российской Федерации имел право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, так как вселен собственником жилого помещения без каких- либо ограничений (в комиссию Симухиным С.В. документов, подтверждающих ограничение права пользования представлено не было). На момент постановки на учет по данному адресу зарегистрированы: Симухин С.В. и его отец Симухин В.Г.
С учетом положений пункта 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, уровень обеспеченности жилым помещением членов семьи Симухина С.В. составлял 11, 3 кв.м (67, 8/2/3), то есть менее 15 кв.м.
На момент постановки на учет, Симухин С.В. и члены его семьи имели право на получение единовременной социальной выплаты, положенная площадь предоставления жилого помещения семье Симухина С.В. составляла 54 кв.м.
Перед подачей заявления о постановке на учет на получение единовременной выплаты (3 октября 2012 г.), с 19 июня 2012 г. в комнату общежития по указанному адресу вселилась (зарегистрирована) мать Симухина С.В. Симухина В.М.
18 июня 2012 г. договор социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 17, 4 кв.м, оформлен на мать Симухина С.В. Симухину В.М. (договор от 18 июня 2012 г. N 4300); дополнительным соглашением от 14 декабря 2012 г. N к договору социального найма жилого помещения от 18 июня 2012 г. N, на основании личного заявления Симухиной Н.К. она исключена из числа лиц, вселенных в жилое помещение по адресу: "адрес".
Данные факты формально не являются ухудшением жилищных условий, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, так как "адрес" в "адрес" являлся общежитием и занимаемая комната не учитывалась при определении обеспеченности жилыми помещениями Симухина С.В. и членов его семьи. Однако, могут быть расценены как приготовление к таким действиям.
В дальнейшем обеспеченность жилыми помещениями Симухина С.В. и членов его семьи изменялась, о чем Симухин С.В, в нарушение пункта 23 Правил, не представил в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
29 декабря 2012 г. на основании договора N на передачу комнаты (квартиры) в собственность граждан на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" комната по адресу: "адрес", общей площадью 17, 4 кв.м, передана в собственность Симухиной В.М. (мать Симухина С.В.) и Симухиной А.С. (дочь Симухина С.В.). Собственность оформлена 23 января 2013 г. При этом по данному адресу зарегистрированы по месту жительства: Симухина Н.К, Симухина А.С. и Симухина В.М.
Договор социального найма оформлен на Симухину В.М. (мать), вселенную последней в указанное жилое помещение, после вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
После подачи документов в комиссию Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, 14 декабря 2012 г. Симухин С.В. и Симухина Н.К. (жена) были сняты с регистрационного учета в указанной квартире, а комната в общежитии была оформлена в долевую собственность матери и дочери как жилая квартира (статус общежития изменен).
Таким образом, начиная с 23 января 2013 г. уровень обеспеченности жилым помещением семьи Симухина С.В, составил (17, 4+67, 8)/5=17, 04 на каждого члена семьи, то есть более 15 кв.м, и Симухин С.В. в составе семьи из 3 человек, улучшив жилищные условия, утратил основания получения единовременной социальной выплаты, и в соответствии с подпунктом б пункта 19 Правил подлежал снятию с учета для получения ЕСВ.
В октябре 2015 г. Симухина В.М. была снята с регистрационного учета из квартиры по адресу: "адрес", и зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", собственником которой является ее супруг Симухин В.Г. и правом пользования которой принадлежит Симухину С.В.
В 2016 году Симухина В.М. (мать) приобрела в собственность квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 16, 7 кв.м, (право собственности зарегистрировано 22 апреля 2016 г.). 30 марта 2018 г. данная квартира была продана, право собственности Симухиной В.М. прекращено.
6 февраля 2017 г. Симухина Н.К. (супруга) снялась с регистрационного учета в квартире по адресу: г, Улан-Удэ, "адрес", и вселилась (зарегистрировалась) без ограничений в жилой дом по адресу: "адрес", общей площадью 30, 2 кв.м, принадлежащий на праве собственности ее матери Падериной Т.С, в связи с чем, в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации у последней возникло право пользования данным жилым помещением. Снялась Симухина Н.К. с регистрационного учета по данному адресу 21 марта 2018 г.
Таким образом, в период времени (с 6 февраля 2017 г. по 21 марта 2018 г.) семья Симухина С.В. вновь изменила жилищные условия, уровень обеспеченности жилым помещением на одного члена семьи составил 19, 23 кв.м. ((17, 4+67, 8+30, 2)/6), то есть более 15 кв.м, по-прежнему у семьи Симухина С.В. основания получения единовременной социальной выплаты утрачены, и в соответствии с подпунктом б пункта 19 Правил подлежал снятию с учета для получения единовременной выплаты.
В мае 2018 г. Симухина В.М. (мать) приобрела в собственность квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 50, 2 кв.м, (право собственности возникло 11 мая 2018 г.). В данную квартиру Симухина В.М. вселила (зарегистрировала по месту жительства) без ограничений права пользования (документов, подтверждающих какое-либо ограничение Симухиным С.В. не представлено) Симухину Н.К. (жена, с 18 мая 2018 г. по настоящее время) и Симухину А.С. (дочь, с 18 мая 2018 г.). Иных зарегистрированных лиц по данному адресу нет.
С 2018 г. по настоящее время члены семьи Симухина С.В. зарегистрированы по месту жительства: Симухин С.В. в квартире общей площадью 67, 8 кв.м, принадлежащей на праве собственности отцу Симухину В.Г. расположенной по адресу: "адрес", "адрес". Вместе с ним зарегистрированы: (отец) Симухин В.Г, (мать) Симухина В.М. и (сын от первого брака) Симухин М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ Симухин С.В. имеет право пользования 16, 9 кв.м; Симухина Н.К. (жена) по адресу: "адрес", общей площадью 50, 2 кв.м, принадлежащей на праве собственности матери супруга Симухиной В.М. Вместе с ней по данному адресу зарегистрирована дочь Симухина А.С. Имеют право пользования Симухина Н.К. и Симухина А.С. 50, 2 кв.м; собственник жилого помещения Симухина В.М. проживает по адресу: "адрес", мкр. Южный, "адрес". Симухина А.С. имеет в собственности N доли жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 17, 4 кв.м, то есть 8, 7 кв.м. Вторая доля в праве собственности принадлежит матери Симухиной В.М.
С 18 мая 2018 г. по настоящее время семья Симухина С.В. вновь улучшила жилищные условия, уровень обеспеченности жилым помещением на одного члена семьи составляет 27, 08 кв.м ((17, 4+67, 8+50, 2)/6) где: 17, 4 кв.м - площадь квартиры расположенной по адресу: Улан-Удэ, "адрес"; 67, 8 кв.м - площадь квартиры расположенной по адресу; "адрес", мкр. Южный, "адрес"; 50, 2 кв.м - площадь квартиры, расположенной по адресу: "адрес", то есть более 15 кв.м, и, по-прежнему, у семьи Симухина С.В. основания для получения единовременной социальной выплаты утрачены, и в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил подлежал снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты. На основании изложенного, в силу подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты Симухин С.В. подлежит снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании вышеизложенных фактов, комиссия ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения постановила:в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223) в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачивается основание получения единовременной выплаты, единогласно проголосовали снять с учета на получение единовременной социальной выплаты Симухина С.В. в составе семьи из 3-х человек (он, жена - Симухина Н.К, дочь - Симухина А.С.).
Стороной истца в обоснование исковых требований указано, что принятое комиссией ВС ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 25 марта 2020 г. решение является незаконным и необоснованным, поскольку как на дату подачи истцом заявления (3 октября 2012 г.) о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, так и на момент его снятия с учета, он соответствовал требованиям статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ: стаж службы составлял более 10 лет; согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, несмотря на наличие родственных отношений и факта регистрации в доме своих родителей, истец, его жена и дочь не являлись и не могли являться членами семьи своих родителей, поскольку не проживали с ними, а всегда проживали втроем в квартире по адресу: "адрес", в которой доля в размере 1/2 принадлежит их дочери на праве собственности. Иных жилых помещений ни истец, ни его жена в собственности либо по договору социального найма не имеют и никогда не имели.
Разрешая спор, суд первой инстанции, определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у ответчика не имелось оснований для снятия Симухина С.В. в составе семьи из трех человек, с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а факт регистрации Симухина С.В. и членов его семьи в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности родственникам истца, при недоказанности их вселения в качестве членов семьи собственников не создает для Симухина С.В, Симухиной Н.К. и Симухиной А.С. самостоятельного права пользования жилыми помещениями по адресам: "адрес", мкр. Южный, "адрес".
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание доводы стороны ответчика об улучшении истцом жилищных условий на протяжении с 2012 г. по 2020 г. по основаниям, что его жена Симухина Н.К. выписывалась из квартиры на "адрес" и регистрировалась у своей матери с 6 февраля 2017 г. по 21 марта 2018 г. (всего на 13 месяцев) в "адрес", так как сама по себе регистрация не создает самостоятельного права пользования этой жилой площадью, факт вселения и проживания Симухиной Н.К. в указанное жилое помещение не установлен.
Так же суд не принял доводы стороны ответчика о том, что мать истца в 2016 году купила, а затем в 2018 году продала соседнюю "адрес" по ул. "адрес" кв.м, поскольку его мать не является членом семьи Симухина С.В, совместно с истцом не проживала, истец и члены его семьи в указанную квартиру не вселялись и не проживали.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции признал незаконным решение комиссии о снятии истца с учета и возложил на ответчика обязанность восстановить его в составе семьи из трех человек в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел с даты постановки на учет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами судов с учетом доводов кассационной жалобы у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Как следует из Положения о Восточно-Сибирском линейном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом от 1 июля 2011 г. N 779, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии N, Линейное управление является территориальным органом Министерства внутренних дела Российской Федерации на межрегиональном уровне, входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации, является юридическим лицом, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
Как следует из Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее по тексту - единовременная социальная выплата).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на получение выплаты при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Порядок и условия предоставления выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
В соответствии с пунктом 5 Правил, принятие на учет осуществляется на основании поданного сотрудником заявления. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи.
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации), и другие.
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил).
Комиссия выполняет следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; направляет в случае необходимости запрос в определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, уполномоченное подразделение федерального органа исполнительной власти (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты; принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты (пункт 14 Правил).
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил).
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил).
Анализ указанных пунктов Правил свидетельствует, что рассмотрение вопроса о принятии сотрудника на учет носит исключительно заявительный характер, на сотрудника возложена обязанность уведомлять об изменении жилищных условий. При этом, если основания для получения единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.
При рассмотрении настоящего дела судами дана оценка факту регистрации истца в жилом помещении, принадлежащем отцу истца, а также регистрация Симухиной Н.К. и несовершеннолетней Симухиной А.С. в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца, суды пришли к выводу о том, что данный факт не является безусловным основанием для признания их членами семьи и признания за ними права пользования жилыми помещениями, так как факт их вселения и проживания в указанные жилые помещения не установлен.
Судами установлено, что комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при принятии решения о постановке истца на учет было известно о регистрации истца по месту собственности его отца в п. Селенгинск, что истец со своей семьей фактически проживает по адресу в "адрес" этом пунктом 14 Правил обязанность проверки соответствия действительности представленных заявителем сведений возложена на комиссию (пункт "а"). Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных Симухиным С.В. сведений, в ходе проверки комиссией установлены не были, не установлены они и в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, у Симухина С.В. имелись условия для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2012 году.
На момент исключения истца из списков на получение единовременной социальной выплаты в 2020 году, жилых помещений, суммарная площадь которых более 15 кв.м, на каждого члена семьи, у семьи Симухина С.В. (кроме N доли дочери в квартире по "адрес" и N доли предоставленных матерью истца в пользование его семье) ни в собственности, ни на другом праве не имеется.
Учету подлежат 17, 4 кв.м, принадлежащие матери Симухиной В.М. и дочери Симухиной А.С. на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли каждому в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 17, 4 кв.м, где истец с женой и дочкой проживал на момент постановки на учет и проживают до настоящего времени; при этом данная площадь подлежит расчету с учетом как собственников жилья, так и фактически вселенных ими родственников.
Судами приведен расчет уровня обеспеченности семьи Симухина С.В. на одного члена семьи, который составляет по 4, 35 кв.м, : 8, 7 кв.м. (1/2 доли жилого помещения дочери Симухиной А.С.) + 8, 7 кв.м. (1/2 доли жилого помещения матери Симухиной В.М, фактически предоставленной в пользование семье истца) = 17, 4 кв.м/4, что не превышает установленный пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ от 19 июля 2011 г. "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" размер обеспеченности общей площади жилого помещения на одного члена семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (менее 15 кв.м).
Доводы жалобы ответчика о том, что суд первой инстанции безосновательно отказал в ходатайстве об истребовании у истца надлежащей информации по супруге о наличии (отсутствии) жилых помещений по фамилии до замужества, не является основанием для отмены решения, так как указанные обстоятельства не являлись основанием для принятия ответчиком решения о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которое оспаривается истцом.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Выводы суда первой инстанции являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы Восточно-Сибирского Линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте и отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Восточно-Сибирского Линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.