Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1507/2020 (УИД: 38RS0017-01-2020-002928-04) по иску Погребского Сергея Алексеевича к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании незаконным решения, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" Качанова Сергея Александровича, действующего по доверенности, выразившего согласие с доводами кассационной жалобы, участвующего в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Погребский Сергей Алексеевич (далее - Погребский С.А, истец) обратился с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", ответчик) о признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований Погребский С.А. указал, что является собственником жилого дома N, расположенного на ул. "адрес" в р.п. "адрес" Нижнеудинского района Иркутской области, который в июне 2019 г. находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области, и был поврежден паводком настолько, что в установленном порядке признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В связи с этим Погребский С.А. обратился в ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" с заявлением о принятии решения о назначении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
29 июля 2020 г. ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" приняло решение N об отказе в выдаче свидетельства на социальную выплату ввиду указания в акте обследования жилого дома на физический износ как причину его признания непригодным для проживания.
Принятое ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" решение Погребский С.А. считает незаконным.
Погребский С.А. просил суд признать незаконным решение ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 29 июля 2020 г. N, признать право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома, обязать ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" устранить нарушение прав путем вынесения решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
Определением судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. исковые требования Погребского С.А. удовлетворены. Признано незаконным решение ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 29 июля 2020 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем". За Погребским С.А. признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем". На ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" возложена обязанность устранить нарушение прав Погребского С.А. путем вынесения решения о предоставлении Погребскому С.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Погребский С.А, представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Нижнеудинского муниципального образования, Администрации Шумского муниципального образования Нижнеудинского района, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что Погребский С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно заключению ООО "РосКапСтрой" от 13 марта 2020 г. N, на которое имеется ссылка в акте обследования жилого помещения N от 29 апреля 2020 г, общее техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", оценивается как аварийное. Аварийное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет сильный физический износ. Возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияния не оказало. Здание морально устарело.
Из акта обследования жилого помещения от 29 апреля 2020 г. N следует, что техническое состояние здания, расположенного по адресу: "адрес" - аварийное.
Межведомственной комиссией 29 апреля 2020 г. принято заключение N о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
Постановлением администрации Шумского муниципального образования - администрации городского поселения от 12 мая 2020 г. N жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения Правительства Иркутской области от 12 июля 2019 г. N 544-рп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившееся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области".
Согласно информации администрации Шумского муниципального образования, дом, расположенный по адресу: "адрес", находился в зоне затопления, в связи с чем, введен режим функционирования чрезвычайной ситуации - постановление администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" от 26 июня 2019 г. N 121.
По сообщению ГКУ ИО "Служба заказчика Иркутской области" от 16 июля 2020 г. Погребскому С.А. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", предоставлена мера социальной поддержки, установленная подп. 2 п. 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области" - свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, от получения которого он отказался.
Согласно уведомлению ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 29 июля 2020 г. N, заявление Погребского С.А. и документы о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" рассмотрены, принято решение об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с подп. 1 п. 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (отсутствие права на предоставление социальной выплаты в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания по причине физического износа).
26 августа 2020 г. Погребский С.А. обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного по адресу: "адрес".
Разрешая спор по существу, установив, что принятым по результатам обследования межведомственной комиссией постановлением администрации Шумского муниципального образования от 12 мая 2020 г. N жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу в результате воздействия чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" отсутствовали основания для принятия решения об отказе Погребскому С.А. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем, признал незаконным решение ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 29 июля 2020 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что заключение межведомственной комиссии от 29 апреля 2020 г. N и постановление администрации Шумского муниципального образования от 12 мая 2020 г. N не обжалованы, порядок принятия ненормативных правовых актов, установленный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не нарушен.
Признавая за Погребским С.А. право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" и возлагая обязанность на ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" устранить нарушение прав Погребского С.А. путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, суд первой инстанции исходил из того, что решением ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 29 июля 2020 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения нарушено право Погребского С.А, жилое помещение которого утрачено в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что аварийность жилого дома, принадлежащего Погребскому С.А, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г, подтверждается также тем, что ранее в отношении Погребского С.А. принималось решение о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого дома в соответствии с подп. 2 ч. 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", от получения которой он отказался, полагая, что имеет право на меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно подп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (ч. 1). Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт повреждённого жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (ч. 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
В соответствии с подп. 1 п. 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подп. 1 п. 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 12 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в редакции от 30 октября 2020 г.) в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 30 сентября 2020 года обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
Согласно п. 16 вышеназванного Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; сведений о признании жилого помещения утраченным; сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской области.
Установив, что жилой дом, принадлежащий Погребскому С.А, постановлением администрации Шумского муниципального образования от 12 мая 2020 г. N, принятым по результатам обследования межведомственной комиссией, признан аварийным и подлежащим сносу в результате воздействия чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, судебные инстанции пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выдаче Погребскому С.А. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем, правомерно признали незаконным решение ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 29 июля 2020 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
При таких обстоятельствах правомерными являются и выводы судебных инстанций о признании за Погребским С.А. права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", о возложении обязанности на ОГКУ"УСЗН по Нижнеудинскому району" устранить нарушение прав Погребского С.А. путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, о том, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные отношения, для получения Погребским С.А. меры социальной поддержки в виде получения свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", которые по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию установленных судебными инстанциями обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
В силу статей 67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Ссылка в кассационной жалобе, в обоснование незаконности выводов судебных инстанций, на то, что признание за гражданином права на социальную выплату, жилое помещение которого утрачено в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения реализуется не в судебном порядке, а в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и носит исключительно заявительный порядок, является необоснованной, поскольку как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела Погребский С.А. обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", по результатам рассмотрения его заявления принято решение об отказе в выдаче свидетельства, полагая, что решение является незаконным, Погребский С.В. обратился в суд, за защитой своего нарушенного права.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.