Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Шефер И.А, Кожевниковой Л.П, при участии прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-24/2020, УИД 17RS0013-01-2019-000750-81 по исковому заявлению Канчыыр-оол Чойганмаа Сайлык-ооловны к администрации сельского поселения сумон Хайыраканский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" о признании распоряжения об освобождении от должности незаконным, восстановлении на работе, признании незаконными объявления конкурса на замещение вакантной должности, решения конкурсной комиссии и распоряжения о назначении на должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении отпуска и оплаты отпуска, по кассационной жалобе Канчыыр-оол Чойганмаа Сайлык-ооловны на решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 июля 2020 г, дополнительное решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, заключение прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, поддержавшего доводы письменных возражений, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Канчыыр-оол Ч.С. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения сумон Хайыраканский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" (далее - администрация сумона Хайыраканский, администрация сумона) о признании распоряжения об освобождении от должности незаконным, восстановлении на работе, признании незаконными объявления конкурса на замещение вакантной должности, решения конкурсной комиссии и распоряжения о назначении на должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении отпуска и оплаты отпуска.
В обосновании исковых требований Канчыыр-оол Ч.С. указала, что на основании распоряжения председателя сельского поселения от 21 декабря 2017 г. N была принята временно на должность исполняющего обязанности заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский по социальной политике. 25 июня 2018 г. на основании распоряжения председателя сельского поселения N назначена заместителем председателя администрации сумона по социальной политике на постоянной основе. Распоряжением администрации сумона от 14 ноября 2019 г. N освобождена от должности временно исполняющей обязанности заместителя председателя администрации по социальной политике в связи с назначением на указанную должность работника на постоянной основе. С увольнением не согласна, считает его незаконным, так как была принята на работу на постоянной основе, работодатель не имел права объявлять конкурс по занимаемой ею должности. При увольнении ей не был выдан расчёт, не полностью предоставлен очередной отпуск. Незаконным отказом в восстановлении на работе ей были причинены нравственные страдания, она осталась без средств к существованию.
С учётом уточнений исковых требований Канчыыр-оол Ч.С. просила суд признать незаконным распоряжение администрации сумона от 14 ноября 2019 г. N об освобождении её от занимаемой должности; восстановить в должности заместителя председателя администрации сумона по социальной политике; признать незаконными объявление конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации сумона, решение конкурсной комиссии от 13 ноября 2019 г. N "Результаты работы конкурсной комиссии на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации с. Хайыракан" и распоряжение исполняющего обязанности председателя администрации сумона от 14 ноября 2019 г. N "О назначении на должность заместителя председателя администрации по социальной политике"; взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.; обязать ответчика предоставить ей неиспользованные дни отпуска за период работы с 22 декабря 2018 г. по 14 ноября 2019 г. с оплатой; возместить судебные расходы в виде почтовых расходов и расходов на оплату услуг представителя.
Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Канчыыр-оол Ч.С. к администрации сумона Хайыраканский о признании распоряжения об освобождении от должности незаконным, восстановлении на работе, признании незаконными объявления конкурса на замещение вакантной должности, распоряжения о назначении на должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении отпуска и оплаты отпуска отказано.
Дополнительным решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 ноября 2020 г. отказано в удовлетворении исковых требований Канчыыр-оол Ч.С. к администрации сумона Хайыраканский о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 13 ноября 2019 г. N "Результаты работы конкурсной комиссии на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации с. Хайыракан".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 г. решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 июля 2020 года изменено, дополнена резолютивная часть решения абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Изменить формулировку увольнения Канчыыр-оол Чойганмаа Сайлык- ооловны.
Установить, что трудовой договор с Канчыыр-оол Чойганмаа Сайлык- ооловной прекращён по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора".
В остальной части решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 июля 2020 года и дополнительное решение этого же суда от 13 ноября 2020 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Канчыыр-оол Ч.С. просит отменить решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 июля 2020 г, дополнительное решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Улуг-Хемского района Республики Тыва, прокуратурой Республики Тыва принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением председателя сельского поселения сумон Хайыракан муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" от 21 декабря 2017 г. N истец Канчыыр-оол Ч.С. принята временно исполняющей обязанности заместителя председателя администрации сумона по социальной политике, с 21 декабря 2017 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Устава сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва (далее - сумон Хайыраканский), утверждённого решением Хурала представителей сумона Хайыраканский N от 6 октября 2011 г, структуру органов местного самоуправления сумона составляют, в частности, Хурал представителей сумона Хайыраканский, Глава сумона Хайыраканский, который одновременно является председателем Хурала представителей сумона Хайыраканский (пункт 1 статьи 19 Устава), и администрация сумона Хайыраканский, которую возглавляет председатель администрации сумона (статья 20 Устава).
В соответствии с пунктом 7 части 14 статьи 5 Закона Республики Тыва от 24 декабря 2010 г. N ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" наименование сельского поселения - "сумон Хайыраканский" муниципального района Улуг- Хемчикский кожуун.
В распоряжении председателя сельского поселения сумон Хайыракан муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" от 21 декабря 2017 г. N и последующих распоряжениях ошибочно указан председатель сельского поселения сумон Хайыракан (Хайыраканский), тогда как фактически распоряжения изданы председателем администрации сумона Хайыраканский. Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 сентября 2019 г. и от 17 декабря 2019 г, согласно которым исполняющим обязанности председателя администрации сумона Хайыраканский является Кызыл-оол С.О. (соответствующие сведения внесены 10 сентября 2019 г.), а также книгой регистрации документов личного состава рабочих и служащих администрации сумона Хайыраканский, в которой регистрируются распоряжения председателя администрации сумона Хайыраканский.
Распоряжением председателя сельского поселения сумон Хайыракан (администрации сумона Хайыраканский) Уважа Х.О. от 25 июня 2018 г. N истец Канчыыр-оол Ч.С. назначена заместителем председателя администрации сумона по социальной политике на постоянной основе с 25 июня 2018 г.
Суду представлена также копия распоряжения председателя сельского поселения сумон Хайыраканский (администрации сумона Хайыраканский) Уважа Х.О. от 27 ноября 2018 г. N о принятии истца на постоянную должность заместителя председателя по социальной политике с 21 ноября 2018 г. и заключении с ней трудового договора. Подпись Уважа Х.О. в распоряжении отсутствует.
В книге регистрации документов личного состава рабочих и служащих администрации сумона Хайыраканский распоряжение председателя администрации сумона Хайыраканский от 25 июня 2018 г. N не зарегистрировано, распоряжение председателя администрации сумона Хайыраканский от 27 ноября 2018 г. N зарегистрировано за порядковым номером 20 за 2018 г.
В трудовой книжке истца имеется запись от 25 июня 2018 г. о назначении её на постоянной основе на должность заместителя председателя администрации сумона по социальной политике на основании распоряжения N от 25 июня 2018 г.
Распоряжением и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 16 октября 2019 г. N объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский, проведение конкурса назначено на 13 ноября 2019 г. в 16:00 час.
В номере 44 (4924) муниципальной районной газеты Улуг-Хемского кожууна "Улуг-Хем" от 19 октября 2019 г. опубликовано сообщение об объявлении администрацией сумона Хайыраканский конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский по социальной политике, в котором приведены: квалификационные требования к претендентам на замещение должности; перечень документов, представляемых для участия в конкурсе; место и срок приема документов - до 17 часов 7 ноября 2019 г.
Решением конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский (далее - конкурсная комиссия) от 13 ноября 2019 г. N первый этап конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский признан состоявшимся, утверждены кандидаты, допущенные к участию во втором этапе конкурса - Монгуш А.Х. и Чапыйлан Р.М.
Решением конкурсной комиссии от 13 ноября 2019 г. N председателю администрации сумона Хайыраканский представлены на выбор два кандидата на должность заместителя председателя администрации сумона по социальной политике - Монгуш А.Х. и Чапыйлан Р.М, поручено заключить трудовой договор с выбранной кандидатурой в течение трёх рабочих дней.
Распоряжением и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 14 ноября 2019 г. N "О назначении на должность заместителя председателя администрации по социальной политике" конкурс на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский признан состоявшимся, Монгуш А.Х. признана победителем конкурса на замещение указанной должности, предписано приступить к исполнению должностных обязанностей и заключить трудовой договор с 14 ноября 2019 г.
Распоряжением и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 14 ноября 2019 г. N истец освобождена от занимаемой должности временно исполняющей обязанности заместителя председателя администрации сумона по социальной политике с 14 ноября 2019 г.
С указанным распоряжением истец ознакомлена 19 ноября 2019 г.
Из содержания распоряжения и.о. председателя сельского поселения сумон Хайыраканский от 14 ноября 2019 г. N следует, что оно принято на основании решения конкурсной комиссии от 13 ноября 2019 г. N "Результаты работы конкурсной комиссии на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации с. Хайыракан" и распоряжения и.о. председателя администрации сельского поселения сумон Хайыраканский N от 14 ноября 2019 г. "О назначении на должность заместителя председателя администрации по социальной политике".
Разрешая спор и отказывая Канчыыр-оол Ч.С. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными распоряжения администрации сумона от 14 ноября 2019 г. N об освобождении от занимаемой должности, восстановлении на работе, признания незаконным объявление конкурса на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации сумона, решения конкурсной комиссии от 13 ноября 2019 г. N "Результаты работы конкурсной комиссии на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации с. Хайыракан" и распоряжения исполняющего обязанности председателя администрации сумона от 14 ноября 2019 г. N "О назначении на должность заместителя председателя администрации по социальной политике", о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, о предоставлении неиспользованных дней отпуска, возмещении судебных расходов, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 11, 114, 122 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 34, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 3, 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу, что истец занимала должность муниципальной службы, отнесённую разделом 7 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва к ведущей группе должностей категории "специалисты", замещение которой возможно только в результате конкурса, в связи с чем представленное истцом в материалы дела распоряжение о назначении её на постоянной основе после истечения испытательного срока правового значения не имеет, освобождение истца от должности, занимаемой ею без прохождения обязательного конкурса, соответствует закону, поэтому её требование о восстановлении на работе не подлежит удовлетворению.
Суд признал несостоятельными доводы истца о признании незаконным объявления конкурса, как не соответствующих требованиям закона.
Не установив оснований для удовлетворения требований истца о восстановления её на работе, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения производных от основных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Установив, что в период работы истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, из которых истец отзывалась по производственной необходимости, в последующем ей предоставлялись неиспользованные дни очередного отпуска, при этом возврат сумм ранее выплаченных отпускных не производился, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчиком доказан факт предоставления истцу отпуска за всё проработанное время и отсутствии у неё права на предоставление и выплату дней неиспользованного отпуска.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
При этом суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что в нарушение положений части 5 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в распоряжении и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 14 ноября 2019 г. N указано лишь об освобождении истца от занимаемой должности, а основание прекращения трудового договора с истцом со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса Российской Федерации не указано, в связи с чём счёл необходимым решение суда первой инстанции изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на изменение формулировки увольнения истца с установлением того, что трудовой договор с истцом прекращён по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (абзацы первый - третий статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г.N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признаётся должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам функциональных признаков должностей, определяемых с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путём заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица (части 1 и 2 статьи 7).
Все должности муниципальной службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 8).
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы (часть 8).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (часть 3 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва (приложение к Закону Республики Тыва от 4 мая 2009 г. N ВХ-2 "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, должность заместителя председателя администрации сельского поселения отнесена к ведущей группе должностей категории "специалисты" (раздел 7).
Пунктом 1 статьи 23.1 Устава сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва, утверждённого решением Хурала представителей сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва N от 6 октября 2011 г, в сельском поселении сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна замещению вакантных должностей, отнесённых разделом 7 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва к ведущей группе должностей категории "специалисты" предшествует проведение конкурса. По результатам конкурса с победителем заключается срочный трудовой договор.
Решением Хурала представителей сельского поселения сумон Хайыраканский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 14 ноября 2017 г. N утверждён Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в сельском поселении сумон Хайыраканский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" (далее - Порядок проведения конкурса).
Указанным Порядком проведения конкурса предусмотрено, что не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса Хурал представителей и администрация сельского поселения сумон Хайыраканский публикуют в официальном печатном издании объявление о проведении конкурса и приёме документов для участия в конкурсе (п. 6 раздела II). Конкурс проводится, если имеется не менее двух кандидатов. В противном случае конкурс признаётся несостоявшимся (пункт 2 раздела III). Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурса комиссия проводит проверку достоверности сведений, представляемых кандидатами, а также проверку соответствия кандидатов установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности муниципальной службы на основании представленных ими документов. Изучение указанных документов конкурсной комиссией осуществляется в отсутствие кандидатов. По результатам первого этапа конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: о признании первого этапа конкурса состоявшимся с утверждением кандидатов, допущенных к участию во втором этапе конкурса; о признании конкурса несостоявшимся в следующих случаях: наличие одного кандидата; признание всех кандидатов не соответствующими установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности муниципальной службы. На втором этапе конкурсная комиссия проводит оценку профессиональных и личностных качеств кандидатов, допущенных к участию во второй этап конкурса, их знаний, умений, навыков (пункты 4-6, 9 раздела III). По результатам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: о представлении кандидатов на рассмотрение председателю администрации сельского поселения (на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации и специалиста администрации сельского поселения); о признании конкурса несостоявшимся в определённых случаях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств, с учётом объяснений сторон и собранных по делу письменных доказательств, установил, что истец на основании соответствующего распоряжения была принята временно, с 21 декабря 2017 г, исполняющим обязанности заместителя председателя по социальной политике администрации сумона, в связи с тем, что конкурс на замещение вакантной должности заместителя председателя администрации по социальной политике сельского поселения сумон Хайыраканский признан несостоявшимся решением конкурсной комиссии от 20 декабря 2017 г.
Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя председателя администрации сумона Хайыраканский, объявленный распоряжением и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 16 октября 2019 г. N, проведён в соответствии с Порядком проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в сельском поселении сумон Хайыраканский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва", по результатам конкурса конкурсной комиссией принято решение о представлении двух кандидатов на рассмотрение председателю администрации сумона Хайыраканский. Распоряжением и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 14 ноября 2019 г. N один из представленных кандидатов - Монгуш А.Х. признана победителем конкурса и предписано заключить с ней трудовой договор с 14 ноября 2019 г.
Установив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Устава сельского поселения сумон Хайыраканский в сельском поселении замещение вакантных должностей, отнесённых разделом 7 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва к ведущей группе должностей категории "специалисты", в том числе должности заместителя председателя администрации сумона по социальной политике, должно производиться путём проведения конкурса, суд первой инстанции, с выводами которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к правильному выводу, что истец не могла быть назначена на указанную должность на постоянной основе без прохождения конкурса, в связи с чем сделал правильный вывод, что распоряжение председателя сельского поселения сумон Хайыракан Уважа Х.О. от 25 июня 2018 г. N о назначении истца заместителем председателя администрации сумона по социальной политике на постоянной основе принято в нарушение положений статей 4, 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 23.1 Устава сельского поселения сумон Хайыраканский.
Ссылка в кассационной жалобе о том, что истец не могла быть уволена, поскольку является одинокой матерью малолетнего ребёнка несостоятельна, поскольку, как верно указано судами нижестоящих инстанций предусмотренные частью четвёртой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора не могли распространяться на истца.
Гарантии, предусмотренные частью четвёртой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие запрет на расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребёнка - ребёнка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребёнка в возрасте до трёх лет в семье, воспитывающей трёх и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя, на истца Канчыыр-оол Ч.С. не распространяются, поскольку увольнение в связи с истечением срока срочного трудового договора не относится к основаниям увольнения по инициативе нанимателя, а, следовательно, ответчик вправе был расторгнуть с истцом срочный трудовой договор в связи с истечением срока его действия.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и, по существу, направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы в кассационной жалобе о том, что суд апелляционной инстанции изменяя формулировку увольнения Канчыыр-оол Ч.С. и устанавливая, что трудовой договор с Канчыыр-оол Ч.С. прекращён по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора, вышел за пределы заявленных требований, не могут служить основанием для изменения или отмены апелляционного определения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 394 Кодекса обязан изменить её и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.
Установив наличие законных оснований для прекращения трудовых отношений с истцом в связи с истечением срока трудового договора, принимая во внимание, что в нарушение положений части 5 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в распоряжении и.о. председателя администрации сумона Хайыраканский от 14 ноября 2019 г. N указано лишь об освобождении истца от занимаемой должности, а основание прекращения трудового договора с истцом со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса Российской Федерации не указано, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание вышеприведённые разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, пришёл к правильному выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения указанием на изменение формулировки увольнения истца с установлением того, что трудовой договор с истцом прекращён по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 июля 2020 г, дополнительное решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Канчыыр-оол Чойганмаа Сайлык-ооловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.