Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-315/2020, УИД 70RS0006-01-2020-001420-43 по иску Асиновского городского прокурора Томской области, действующего в интересах несовершеннолетней Пупышко Валерии Антоновны к ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Асиновского района" о возложении обязанности назначить пособие на ребёнка, по кассационной жалобе законного представителя П. - Пупышко Анастасии Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 3 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, поддержавшего доводы письменных возражений, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Асиновский городской прокурор Томской области, действующий в интересах несовершеннолетней П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд к областному государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения Асиновского района" (далее - ОГКУ "ЦСПН Асиновского района"), в котором просил возложить на ответчика обязанность назначить Пупышко А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату за период достижения её ребенком - П. возраста полутора лет, т.е. за период с 23 июня 2019 г. по 23 декабря 2019 г, а также за период с 24 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г.
В обосновании исковых требований прокурор указал, что городской прокуратурой по обращению Пупышко А.А. проведена проверка деятельности ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" в части выплат пособий на ребёнка. Проверкой установлено, что Пупышко А.А. приходится матерью несовершеннолетней П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с рождением первого ребёнка Пупышко А.А. в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2017 г..N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" являлась получателем ежемесячной выплаты в размере величины прожиточного минимума, установленного на детей в Томской области, до достижения дочерью одного года. По истечении этого срока Пупышко А.А. социальную выплату на срок до достижения ребёнком возраста полутора лет не получала в связи с превышением размера среднедушевого дохода её семьи 1, 5 кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Томской области. 29 января 2020 г..в связи с внесенными изменениями в части размера среднедушевого дохода семьи с 1, 5-кратной до 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Томской области, дающего право на получение этой выплаты, Пупышко А.А. было назначено пособие до достижения дочерью возраста 2-х лет, а затем и до достижения возраста 3-х лет. 18 мая 2020 г..Пупышко А.А. обратилась в ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты на первого ребёнка в отношении несовершеннолетней дочери П. за период с 23 июня 2019 г..по 23 января 2020 г..В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" нарушений при назначении Пупышко А.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка не выявлено, пособие за период с 23 июня 2019 г..по 23 января 2020 г..не назначалось и не выплачивалось, при этом официального отказа не дано.
Кроме того, с 24 декабря 2019 г..у Пупышко А.А. возникло право на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста двух лет, соответствующее заявление о выплате указанного пособия было подано 29 января 2020 г..По результатам рассмотрения указанного заявления пособие ответчиком было назначено с момента обращения (даты подачи заявления), то есть с 29 января 2020 г, а не с момента возникновения указанного права. Полагают, что вопреки требованиям действующего законодательства ежемесячные выплаты ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" за периоды с 23 июня 2019 г..по 23 декабря 2020 г..(до достижения П. полутора лет), а также за период с 24 декабря 2019 г..по 23 января 2020 г..(до достижения П. возраста 2-х лет) не предоставлены, что существенно нарушает право на социальное обеспечение Пупышко А.А. и несовершеннолетней П, т.к. заявление о назначении указанной выплаты можно подать в любое время в течение трёх лет со дня рождения ребёнка. При этом выплата осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка, либо со дня обращения за её назначением - в остальных случаях. Заявление о назначении выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка подается в любой региональный орган соцзащиты населения независимо от места жительства или места фактического проживания (пребывания) заявителя.
Решением Первомайского районного суда Томской области от 16 декабря 2020 г. исковые требования прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней П, удовлетворены. ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" обязано назначить Пупышко А.А. ежемесячную денежную выплату за период достижения её ребенком - П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста полутора лет за период с 23 июня 2019 г. по 23 декабря 2019 г, а также до достижения ребёнком возраста двух лет за период с 24 декабря 2019 г. по 28 января 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 3 марта 2021 г, решение Первомайского районного суда Томской области от 16 декабря 2020 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Асиновского городского прокурора Томской области, действующего в интересах несовершеннолетней П, к ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" о возложении обязанности назначить Пупышко А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату за период достижения её ребенком - П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста полутора лет, то есть за период с 23 июня 2019 г. по 23 декабря 2019 г, а также за период с 24 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Пупышко А.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 3 марта 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Томской области, ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Асиновского района" принесены письменные возражения, в которых прокурор и ответчик просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 3 марта 2021 г. без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пупышко А.А. приходится матерью П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
27 июля 2018 г. Пупышко А.А. обратилась в ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на первого ребёнка.
На основании указанного заявления Пупышко А.А. была назначена и выплачена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка за период с ДД.ММ.ГГГГ по 22 июня 2019 г. (с момента рождения и до достижения 1 года).
По истечении срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. за N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (достижение ребёнком 1 года), Пупышко А.А. социальную выплату до достижения ребёнком полутора лет не получала.
29 января 2020 г. Пупышко А.А. вновь назначено пособие до достижения дочерью возраста 2-х лет, а в последствии - до достижения возраста 3-х лет.
18 мая 2020 г. Пупышко А.А. обратилась в ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на первого ребёнка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в отношении несовершеннолетней дочери П. за период с 23 июня 2019 г. до достижения дочерью 2 лет.
Согласно ответу ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" от 25 мая 2020 г. N в ходе рассмотрения обращения Пупышко А.А. учреждением был направлен запрос в Департамент социальной защиты населения Томской области с целью консультации.
Из письма от 10 июля 2020 г. N следует, что при назначении Пупышко А.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, нарушений не выявлено.
С 24 декабря 2019 г. у Пупышко А.А. возникло право на получение ежемесячной выплаты до достижения ребёнком возраста 2-х лет.
Заявление о выплате указанного пособия было подано Пупышко А.А. в ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" 29 января 2020 г. По результатам рассмотрения указанного заявления пособие было назначено с даты обращения, то есть с 29 января 2020 г, а не с момента возникновения указанного права.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 2 и 3 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", положениями Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьях, имеющим детей", пришёл к выводу, что Пупышко А.А. в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение ежемесячной выплаты за период достижения её ребёнком П. возраста полутора лет с 23 июня 2019 г. по 23 декабря 2019 г, а также до достижения ребёнком возраста двух лет за период с 24 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г, поскольку размер среднедушевого дохода её семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума.
При этом суд первой инстанции исходил из того, в связи с изменениями законодательства размер среднедушевого дохода семьи Пупышко позволял истцу иметь право в указанный период на получение пособия.
С данным выводом не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями законодательства, регулирующего порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, возможность получения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка носит заявительный характер, связана с обращением заявителя в установленный законом срок с необходимым пакетом документов в уполномоченный орган.
Поскольку Пупышко А.А. обратилась с заявлением о назначении пособия только 29 января 2020 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение ОГКУ "ЦСПН Асиновского района" о назначении ежемесячной выплаты Пупышко А.А. в отношении несовершеннолетней дочери П. с 29 января 2020 г. основано на требованиях действующего законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (в редакции, действовавшей на момент назначения ежемесячной выплаты на первого ребёнка с ДД.ММ.ГГГГ по 22 июня 2019 г.) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка возникает в случае, если ребёнок рождён (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного закона в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 305-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2020 г.) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка возникает в случае, если ребёнок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для её назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня обращения за её назначением (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка назначается на срок до достижения ребёнком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подаёт новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребёнком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трёх лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для её назначения (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н.
В соответствии с пунктом 21 указанного Порядка расчёт среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учёта доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" дополнена частью 2.2 следующего содержания: "При расчёте среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ).
Правильно применив вышеприведённые нормы материального права, установив, что после достижения ребёнком возраста одного года истец с новым заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты сначала на срок до достижения ребёнком возраста полутора лет, а затем на срок до достижения им возраста двух лет, с предоставлением документов, необходимых для её назначения, не обращалась, следующее обращение за назначением ежемесячной выплаты поступило 29 января 2020 г, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что при отсутствии соответствующего заявления истца после достижения её ребёнком одного года в июне 2019 г, правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты до достижения ребёнком возраста полутора лет с 23 июня 2019 г. по 23 декабря 2019 г, а также за период с 24 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г. не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что только с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ, которым статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ дополнена частью 2.2, у истца возникло право на социальную выплату до полутора лет и более, действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г, отмену обжалуемого судебного акта не влекут, поскольку действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года в части порядка расчёта среднедушевого дохода семьи лица, обратившегося с соответствующим заявлением. Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, с новым заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты после достижения ребёнком возраста одного года истец обратилась только 29 января 2020 г, в связи с чем основания для назначения ежемесячной денежной выплаты до подачи соответствующего заявления у ответчика отсутствовали.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 3 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу законного представителя П. - Пупышко Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.