Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-364/2020, УИД N 38RS0013-01-2020-000650-66 по иску Сухих Татьяны Кузьминичны к администрации муниципального образования Куйтунский район, Межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания муниципального образования Куйтунский район, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" об установлении факта нахождения жилого дома в границах подтопленных зон чрезвычайной ситуации, признании незаконным заключения межведомственной комиссии, обязании внести изменения в постановление администрации муниципального оразования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N-п, о включении жилого дома в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, признании права на социальную выплату, по кассационной жалобе Сухих Татьяны Кузьминичны на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сухих Т.К. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Куйтунский район, Межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания муниципального образования Куйтунский район, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" об установлении факта нахождения жилого дома в границах подтопленных зон чрезвычайной ситуации, признании незаконным заключения межведомственной комиссии, обязании внести изменения в постановление администрации муниципального образования Куйтунский район, включении жилого дома в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, признании права на социальную выплату.
В обосновании исковых требований Сухих Т.К. указала, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории Куйтунского района Иркутской области, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", повреждён, пришёл в негодность. Однако, постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N-п её дом не включён в зону паводка. Между тем, согласно отчёту ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов" её жилой дом расположен на территории, подвергающейся затоплению паводковыми водами, признаётся непригодным для проживания и подлежит сносу.
Сухих Т.К. просила установить факт нахождения дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 48, 4 кв.м, в границах подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населённых пунктов муниципального образования Куйтунский район; признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации муниципального образования "Куйтунский район" межведомственной комиссии от 26 июня 2020 г..N о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; обязать администрацию муниципального образования Куйтунский район внести изменения в постановление администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г..N-п "Об установлении границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район", включить дом, расположенный по адресу: "адрес" в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации; признать за Сухих Т.К. право на социальную выплату в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" от 17 июля 2019 г..N 556-пп взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого
помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г, исковые требования Сухих Т.К. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Сухих Т.К. просит отменить решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сухих Т.К. является собственником жилого дома общей площадью 48, 4 кв.м, по адресу: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ) и земельного участка площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно акту обследования Межведомственной комиссии N от 5 марта 2020 г. жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", дом не попал в зону паводка (постановление администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N-п), Сухих Т.К. рекомендовано провести инструментальное обследование строительных конструкций специализированной организацией. Заключение комиссии будет принято по результатам обследования специализированной организации.
Администрация муниципального образования Куйтунский район в ответе на обращение Сухих Т.К. 8 апреля 2020 г. N сообщила, что по заявлению Сухих Т.К, адресованному главе Ленинского муниципального образования, 21 января 2020 г. представителями администрации муниципального образования Куйтунский район проведён визуальный осмотр жилого помещения по адресу: "адрес" по факту подтверждения повреждений жилого помещения в результате повышения уровня грунтовых вод. По поручению врио Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. составлен реестр аварийных жилых помещений, пострадавших от повышения уровня грунтовых вод в Куйтунском районе, в который под N включено жилое помещение по адресу "адрес". Реестр направлен в Правительство Иркутской области и министерство строительства Иркутской области.
25 февраля 2020 г. в межведомственную комиссию по обследованию жилых помещений от истца поступило заявление на обследование жилого помещения по адресу "адрес".
5 марта 2020 г. проведено обследование данного жилого помещения, составлен акт N от 5 марта 2020 г, а также комиссией рекомендовано провести инструментальное обследование строительных конструкций специализированной организацией для принятия заключения о пригодности (непригодности) жилого помещения.
Сухих Т.К. 7 апреля 2020 г. обратилась к мэру Куйтунского района с письменным заявлением внести жилое помещение по адресу: "адрес" в границы подтопленных зон ЧС, выдать постановление о признании жилого помещения негодным. К заявлению приложен технический отчёт по обследованию состояния строительных конструкций.
В ответе N от 8 апреля 2020 г. на заявление администрацией муниципального образования Куйтунский район указано, что в соответствии с приложением 1 постановления администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N-п "Об установлении границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населённых пунктов муниципального образования Куйтунский район" жилое помещение по адресу: "адрес"
"адрес", находится вне зоны паводка. На основании заключения технического отчёта от 26 марта 2020 г. N по обследованию состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", выполненного ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов" г. Братск, жилой дом признан непригодным для проживания и подлежит сносу в результате значительного повышения уровня грунтовых вод. Следовательно, оснований для включения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в зону паводка нет. В случае принятия Правительством Иркутской области мер поддержки граждан, пострадавших в результате поднятия грунтовых вод, администрация муниципального образования Куйтунский район уведомит Сухих Т.К. письменно.
Согласно заключению Технического отчёта по обследованию состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", составленного ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов", категория технического состояния дома, расположенного по адресу: "адрес", на момент проведения обследования (март 2020 года) оценивается как недопустимое. В процессе обследования установлено: средний физический износ дома составляет 78, 68%. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является: ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или его частями (физический износ несущих конструкций составляет: 85% - фундамент 80% - несущие стены), эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (15, п. 33); год постройки - 1960. Срок службы таких домов составляет 50 лет, эксплуатируется 60 лет, что превышает срок службы на 10 лет; влажность несущих конструкций не превышает предельно допустимое значение, что соответствует требованиям СП 23-101-2004 (11), кроме фундамента, влажность которого превышает предельно допустимое значение в 1, 4 раза, что не соответствует требованиям СП 23-101-2004 (11). С августа по октябрь произведена как искусственная, так и естественная сушка деревянных конструкций и подполья; жилой дом, расположенный на территории, подвергающейся затапливанию паводковыми водами, признаётся непригодным для проживания (15, п. 36); затопление территории в результате наводнения характеризуется значительным повышением уровня грунтовых вод (вплоть до верховодки), в том числе соседних участках, не подвергающихся затоплению. Считает, что капитальный ремонт дома нецелесообразен, жилой дом подлежит сносу.
Согласно заключению Межведомственной комиссии от 26 июня 2020 г. N, комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район N-п от 30 июня 2020 г. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район N-п от 13 декабря 2019 г. установлено описание границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населённых пунктов муниципального образования Куйтунский район.
Согласно Приложению 1 к указанному постановлению, жилой дом по адресу: "адрес", не включён в зону чрезвычайно ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Сухих Т.К. требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что факт нахождения жилого дома Сухих Т.К. в зоне подтопления не установлен. Заключение межведомственной комиссии об оценке спорного жилого помещения от 26 июня 2020 г. N, в котором сделан вывод о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания в связи с физическим износом, основывается на заключении Технического отчёта. Средний физический износ дома составляет 78, 68%. Срок службы дома превышен на 10 лет.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Указом Губернатора Иркутской области N134-уг от 27 июня 2019 г. "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 28 июля 2019 г. N 583-п, на территории муниципального образования Куйтунский район введён режим функционирования "Повышенная готовность".
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 30 июля 2019 г. N 630-п на территории Куйтунского района введён режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий, в том числе являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведёнными нормами материального права, установив, что жилой дом истца не включён к границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населённых пунктов муниципального образования Куйтунский район, истец впервые обратилась по вопросу, связанному с чрезвычайной ситуацией 25 февраля 2020 г, спустя более полугода после чрезвычайной ситуации, при этом в своём заявлении указала, что принадлежащий ей жилой дом пострадал в результате повышения уровня грунтовых вод, факт нахождения жилого дома в зоне подтопления не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, как и факт того, что жилой дом пришёл в непригодное для проживания состояние вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, произошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, суд первой инстанции пришёл к правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам выводам, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, в том числе, о наличии признаков и доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащий ей жилой дом пострадав в результате затопления паводковыми водами, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 5 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сухих Татьяны Кузьминичны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.