Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дораевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-50/2021 (УИД 23OS0000-01-2020-000686-77) по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Выселковский район на решение Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N (далее также - земельные участки).
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является правообладателем указанных объектов недвижимости. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Южный кадастровый центр" (далее - ООО "Южный кадастровый центр") в отчетах N N 27/20, 31/20, 30/20, 29/20, 28/20, 37/20, 36/20, 35/20, 32/20, 34/20, 33/20 от 27 марта 2020 г, что нарушает права административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение налоговых обязательств, а также арендных платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 г, постановленным в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 16049701 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 71670 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 26729 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 85769 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 63739 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 151858 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 18799 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 105155 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 78132 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 61683 рублей; кадастровая стоимость земельного
участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г..в размере 40535 рублей; с ПАО "Кубаньэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" (далее - ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы") взысканы расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 60000 рублей.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация муниципального образования Выселковский район, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, не допущено. Представленные в материалы административного дела отчеты об оценке, а также заключение судебной оценочной экспертизы подготовлены с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
От представителя ПАО "Кубаньэнерго" поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке в его отсутствие.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150, части 4 статьи 247, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 судья рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, допросив эксперта ФИО2, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 54641 кв. м, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенный по адресу: "адрес".
Кроме того, административный истец на основании договоров аренды от 21 декабря 2012 г. N N 0500005266, 0500005271, 0500005273, 0500005272, 0500005274, 0500005265, 0500005268, 0500005269, 0500005270, 0500005267, заключенных с администрацией муниципального образования Выселковский район, является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 292 +/- 18 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 210 +/- 15 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 64 +/- 8 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 358 +/- 20 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 517 +/- 24 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 217 +/- 15 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 244 +/- 16 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 266 +/- 17 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 138 +/- 12 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, площадью 91 +/- 10 кв. м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения электролиний и подстанций, расположенного по адресу: "адрес".
Исходя из содержания вышеуказанных договоров аренды, размер арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2019 г. и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 4 октября 2019 г. N 2093 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 21635650, 36 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 115320, 32 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 83151, 60 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 29813, 27 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 141753, 68 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 204711, 32 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 85923, 32 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 96614, 24 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 105325, 36 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 54642, 48 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 36032, 36 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 января 2020 г.
Принимая во внимание, что ПАО "Кубаньэнерго" является правообладателем вышеуказанных объектов недвижимости, результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, а также арендных платежей, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчеты от 27 марта 2020 г. N N 27/20, 31/20, 30/20, 29/20, 28/20, 37/20, 36/20, 35/20, 32/20, 34/20, 33/20, выполненные оценщиком ООО "Южный кадастровый центр", из которых следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2019 г. составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 7145901 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 19282 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 13867 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 4226 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 23640 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 34140 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 14329 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 16112 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 17565 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9113 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 6009 рублей.
Исследовав отчеты об оценке, в связи с возникшими сомнениями в их соответствии требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки, в достоверности установленной рыночной стоимости земельных участков, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручил эксперту ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы".
Согласно заключению эксперта ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" ФИО2 от 2 октября 2020 г. N 679/09 рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 16049701 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 85769 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 61683 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 18799 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 105155 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 151858 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 63739 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 71670 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 78132 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 40535 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 26729 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" ФИО2 от 2 октября 2020 г. N 679/09.
Отчеты об оценке от 27 марта 2020 г. N N 27/20, 31/20, 30/20, 29/20, 28/20, 37/20, 36/20, 35/20, 32/20, 34/20, 33/20, выполненные оценщиком ООО "Южный кадастровый центр", судом обоснованно не приняты в качестве допустимых доказательств, объективно подтверждающих размер рыночной стоимости земельных участков. Содержащиеся в приведенных отчетах об оценке выводы о рыночной стоимости объектов недвижимости опровергнуты заключением судебной оценочной экспертизы, в соответствии с которым представителем административного истца уточнены заявленные требования.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив экспертное заключение от 2 октября 2020 г. N 679/09, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции. При этом принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует федеральным стандартам оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положенное в основу выводов суда о рыночной стоимости земельных участков заключение эксперта от 2 октября 2020 г. N 679/09 отвечает требованиям, предусмотренным как КАС РФ, так и Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в силу которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7), проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме и дает заключение, основанное на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
Данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Относительно доводов апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки вышеуказанного экспертного заключения и иных выводов о действительной рыночной стоимости земельных участков.
Определение рыночной стоимости земельного участка с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта экспертизы от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Из экспертного заключения следует, что в распоряжении эксперта предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объекта оценки, оснований полагать, что экспертом искажены ценообразующие характеристики, не имеется. Экспертом описан объем доступных рыночных данных об объектах-аналогах, произведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы эксперт верно определилсегмент рынка исследования - участки промышленного назначения, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования земельных участков, подобранные экспертом объекты-аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, в том числе по видам разрешенного использования, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.
Поскольку допустимых и относимых доказательств, которые опровергали бы выводы эксперта, автором апелляционной жалобы ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не предоставлено, судья не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании заключения эксперта от 2 октября 2020 г. N 679/09.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судом апелляционной инстанции также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Допущенные в описательно-мотивировочной, а также в резолютивной частях решения суда описки в указании кадастровых номеров объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, N подлежат устранению в соответствии со статьей 184 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Выселковский район - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.