Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Салтыкова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-679/2021 (УИД N 23OS0000-01-2020-001750-86) по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Нива" на решение Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г. о частичном удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Нива" об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Калиниченко А.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г. (далее - перечень на 2018 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом N 16392 нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 51, 6 кв. м, находящееся по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень на 2019 г.).
В перечень на 2019 г. вышеуказанное здание включено под пунктом N 18908. Под пунктом N 18923 в перечень на 2019 г. включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 298, 4 кв. м, находящееся по адресу: "адрес". Под пунктом N 18924 в перечень на 2019 г. включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 38, 5 кв. м, находящееся по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - перечень на 2020 г.).
В перечень на 2020 г. включены нежилые здания: с кадастровым номером N - под пунктом N 18838, с кадастровым номером N - под пунктом N 18852, с кадастровым номером N - под пунктом N 18853.
Нормативные правовые акты размещены на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Закрытое акционерное общество "Нива" (далее - ЗАО "Нива"), являющееся собственником указанных зданий, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статей 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований указано на то, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение зданий в перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Шангин А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Пашнина С.Г. возражала против удовлетворения иска. Прокурор Сидорова Л.Е. полагала заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Решением Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г. административные исковые требования удовлетворены частично - признаны недействующими пункт N 16392 перечня на 2018 г, пункт N 18908 перечня на 2019 г, пункт N 18838 перечня на 2020 г, в остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Нива" просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечень спорных объектов, указывает на то, что предприятие является единым производственным комплексом, спорные здания используются исключительно работниками предприятия.
Прокурором и департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Калиниченко А.В. полагал решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов N 18923 и N 18924 перечня на 2019 г, пунктов N 18852 и N 18853 перечня на 2020 г.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований истца о признании недействующими пунктов N 18923 и N 18924 перечня на 2019 г, пунктов N 18852 и N 18853 перечня на 2020 г. на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, Оказывая в удовлетворении административного искового заявления в данной части, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемые нормативные правовые акты.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы судьи первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в данной части являются ошибочными.
С выводами суда первой инстанции о признании недействующими пункта N 16392 перечня на 2018 г, пункта N 18908 перечня на 2019 г, пункта N 18838 перечня на 2020 г. судебная коллегия соглашается.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ).
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорные здания подпадают под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Удовлетворяя исковые требования и признавая недействующими пункт N 16392 перечня на 2018 г, пункт N 18908 перечня на 2019 г, пункт N 18838 перечня на 2020 г, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 51, 6 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: "адрес", категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - полевой стан.
Вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости, указание в документах технического учета (инвентаризации) наименования - кухня свидетельствуют об отсутствии оснований для включения данного объекта в оспариваемые перечни. При этом актом выездного обследования от 18 мая 2018 г. установлено, что объект не используется, находится на землях сельскохозяйственного назначения.
Отказывая в удовлетворении административного иска в остальной части требований, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу зданий, расположенных на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем объектов общественного питания, и отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Данные выводы суда не соответствуют материалам административного дела.
Согласно сведениям государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" документы учетно-технической инвентаризации в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N отсутствуют.
Данные нежилые здания находятся на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - столовая, правообладателем которого является ЗАО "Нива".
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" группой "Общественное питание" предусмотрены здания, сооружения, помещения, используемые в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) с кодом расчета вида использования - 04:060, кодом расчета вида разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельного участка - 4.6.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с кодом 4.6 "Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривающему размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания, в том числе ресторанов.
Вид разрешенного использования земельного участка на момент формирования перечней предусматривал размещение на нем, в том числе объекта общественного питания, однако, вывод суда о том, что указанное в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ условие отнесения объекта недвижимости к объекту общественного питания позволяло административному ответчику включить поименованный объект в перечни, является неправильным. Само по себе наименование вида разрешенного использования без оценки иных фактических доказательств по делу не свидетельствует о предназначении зданий как объектов общественного питания.
Несмотря на то, что формально названный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объекта общественного питания, необходимо учитывать, что в перечень объектов недвижимого имущества по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в особом порядке.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания населению широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Как следует из материалов дела, эксплуатируя здание столовой и сарая с подвалом, административный истец не оказывает услуги общественного питания населению, а использует данные объекты недвижимости для организации питания работников общества. Здания входят в производственный комплекс и составляют его инфраструктуру, доступ в который ограничен. На территории предприятия организован пропускной режим. Смежные земельное участки с видами разрешенного использования: площадки производственных предприятий IV класса вредности и ниже различного профиля, объекты сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства используются ЗАО "Нива" в целях сельскохозяйственного производства.
Представленные административным истцом доказательства подтверждаются также сведениями, полученными от администрации Веселовского сельского поселения Павловского района и Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Павловский район.
Таким образом, данные здания, функционально неотделимые от производственного комплекса, обеспечивают потребности сотрудников, то есть не являются объектами общественного питания, с экономической точки зрения способными обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли. Указание в технических паспортах наименования зданий - столовая и сарай с подвалом не опровергают доводов административного истца об использовании данных объектов в качестве единого производственного комплекса. По смыслу статьи 378.2 НК РФ здания не отвечают признакам административно-делового и (или) торгового центра.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности включения принадлежащих административному истцу зданий в перечни объектов недвижимого имущества является неверным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов общества, считает необходимым признать оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества не действующими со дня их принятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г. отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований закрытого акционерного общества "Нива" о признании недействующими отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость, принять новое решение, которым административный иск закрытого акционерного общества "Нива" удовлетворить в данной части.
Пункты 18923 и 18924 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043, признать не действующими со дня принятия указанного приказа.
Пункты 18852 и 18853 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837, признать не действующими со дня принятия указанного приказа.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г. оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.