Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Артамоновой Т.А, Катанаевой А.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-424/2021 по административному исковому заявлению Костиной Светланы Владимировны об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Костиной Светланы Владимировны на решение Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 г, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Зафирова С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Костина С.В. обратилась с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просила признать недействующим пункт 74913 Перечня на 2019 год, пункт 74530 Перечня на 2020 год, ссылаясь в обоснование своих требований на противоречие оспариваемых норм требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Краснодарского края от 4 апреля 2016 г. N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В настоящем административном деле нежилое помещение административного истца включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как помещение, входящее в состав здания с кадастровым номером "данные изъяты", обладающего признаками административно-делового или торгового центра.
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" включено в Перечень на 2019 г. под пунктом 45931, в Перечень на 2020 г. под пунктом 45662.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "строительство многофункционального административно-торгового центра", не позволяет однозначно признать здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту, представленному в материалы административного дела по запросу суда первой инстанции ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", спорное здание имеет назначение "многофункциональное торгово-административное", состоит в том числе из помещений, имеющих назначение "торговое", "торговый зал", "офисное помещение", то есть помещения площадью более 20% площади здания предусматривают размещение торговых объектов и офисов, что в силу пункта 4.1 статьи 278.2 НК РФ является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни.
Судом дана оценка и обоснованно отвергнуты доводы административного истца о невозможности принять в качестве доказательства технический паспорт. Данный технический паспорт представлен по запросу суда в материалы дела, заверен надлежащим образом. Указанная судом в решении дата технического паспорта 25 апреля 2007 г. соответствует дате регистрации последних изменений в технический паспорт, и не свидетельствует о его недопустимости как доказательства.
Доводам административного истца об отсутствии оснований принять в качестве доказательств сведений об объекте недвижимости, приложенных к письму Управления Росреестра, судом дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Основания сомневаться в представленных доказательствах, вопреки позиции стороны административного истца, у судебной коллегии отсутствуют.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о правомерном включении нежилого помещения в перечни объектов недвижимого имущества, как помещения в составе здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения помещения в Перечни со ссылкой на Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" не обоснованы, поскольку пункт 1 статьи 1.1 названного Закона, так же как и подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо предусматривает определение налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении такого вида имущества, как помещения в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах).
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику касаются дел с иными обстоятельствами.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Костиной Светланы Владимировны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.