Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Головкиной Л.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфёновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2021 по апелляционным жалобам Совета Сортавальского городского поселения Республики Карелия, администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия на решение Верховного Суда республики Карелия от 7 апреля 2021 года, которым удовлетворены административные иски администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия, Совета Хаапалампинского сельского поселения Республики Карелия о признании не действующим решения Совета Сортавальского городского поселения от 14 января 2021 года N 44 "О внесении дополнений в решение II сессии I созыва N 6 от 20 ноября 2020 года "О переходном периоде преобразования муниципальных образований "Сортавальское городское поселение" и "Хелюльское городское поселение".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, представителя администрации Сортавальского муниципального района республики Карелия, Совета Хаапалампинского сельского поселения Назаровой Л.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит изменению, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Законом Республики Карелия от 03 июля 2020 года N 2483-ЗРК объединены Сортавальское городское поселение и Хелюльское городское поселение с присвоением вновь образованному муниципальному образованию наименования "Сортавальское городское поселение" и наделением его статусом городского поселения.
Решением Совета Сортавальского городского поселения II сессии I созыва N 6 от 20 ноября 2020 года установлен переходный период преобразования Сортавальского городского поселения и Хелюльского городского поселения до момента формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Сортавальское городское поселение" и вступления в силу его устава.
Решением Совета Сортавальского городского поселения IX сессии I созыва от 14 января 2021 года N 44 (далее - Решение N 44) в вышеназванное решение внесены изменения, в частности, решение дополнено пунктом 13, согласно которому до момента формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Сортавальское городское поселение" и вступления в силу Устава вновь образованного муниципального образования "Сортавальское городское поселение" подлежат избранию дополнительно в состав Совета Сортавальского муниципального района депутаты Совета Сортавальского городского поселения в количестве 3 (трех) человек.
Администрация Сортавальского муниципального района Республики Карелия, Совет Хаапалампинского сельского поселения Республики Карелия обратились в Верховный Суд Республики Карелия с административными исками, в которых просили признать не действующим со дня принятия Решение N 44, ссылаясь увеличение данным нормативным правовым актом установленной нормы представительства поселений в составе районного Совета в нарушение положений пункта 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Закона Республики Карелия от 30 сентября 2014 года N 1835-ЗРК "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия" и части 1 статьи 19 Устава Сортавальского муниципального района, принятого решением Совета Сортавальского муниципального района от 7 декабря 2010 года N 128.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года административный иск удовлетворён. Суд признал не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Сортавальского городского поселения от 14 января 2021 года N 44 "О внесении дополнений в решение II сессии I созыва N 6 от 20 ноября 2020 года "О переходном периоде преобразования муниципальных образований "Сортавальское городское поселение" и "Хелюльское городское поселение".
В апелляционной жалобе Совет Сортавальского городского поселения просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Администрация Сортавальского муниципального района в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, признать не действующим оспариваемый нормативный акт со дня его принятия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав Решение N 44, пришёл к выводам о его противоречии положениям части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 4 статьи 35 названного Федерального закона предусматривает определение законом субъекта Российской Федерации одного из двух способов формирования представительных органов муниципальных районов: представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В Республике Карелия представительные органы муниципальных районов формируются из глав поселений (за исключением глав поселений, избранных представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса), входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства (статья 1 Закона Республики Карелия от 30 сентября 2014 года N 1835-ЗРК "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия").
Согласно части 1 статьи 19 Устава Сортавальского муниципального района Совет Сортавальского муниципального района состоит из глав 5 поселений (3-х городских и 2 сельских поселений), входящих в состав Сортавальского муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства - по 2 депутата от каждого поселения, и составляет 15 депутатов.
В состав Сортавальского муниципального района входит, в том числе Сортавальское городское поселение (часть 3 статьи 1 Устава Сортавальского муниципального района).
Вновь образованное муниципальное образование "Сортавальское городское поселение" создано 3 июля 2020 года (статьи 3, 7 Закона Республики Карелия от 03 июля 2020 года N 2483-ЗРК "О преобразовании муниципальных образований "Сортавальское городское поселение" и "Хелюльское городское поселение" Сортавальского муниципального района Республики Карелия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия").
При таком положении суд первой инстанции верно констатировал, что оспариваемый нормативный правовой акт, предусматривая избрание дополнительно 3-х депутатов Совета Сортавальского городского поселения в состав Совета Сортавальского муниципального района, направлен на увеличение нормы представительства вновь образованного муниципального образования "Сортавальское городское поселение" в Совете Сортавальского муниципального района, что противоречит приведённым положениям федерального и регионального законодательства о равной норме представительства и является основанием для признания такого нормативного правового акта недействующим.
Довод апелляционной жалобы о том, оспариваемое решение не затрагивает права административных истцов, отклоняется судебной коллегией. Решение N 44 нарушает права Совета Хаапалампинского сельского поселения, предоставляя преимущество представителям Сортавальского городского поселения в Совете Сортавальского муниципального района, равно как и права администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия, являющейся исполнительно-распорядительным органом Сортавальского муниципального района, утверждение структуры, учреждение органов и утверждение положений о них которого отнесено к полномочиям Совета Сортавальского муниципального района.
Вместе с тем, определяя дату, с которой Решение N 44 подлежит признанию недействующим, суд первой инстанции не учёл следующее.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Как установлено судом, оспариваемое решение подписано Крупиным С.В, решение об избрании которого главой муниципального образования "Сортавальское городское поселение" Сортавальского городского поселения признано незаконным апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Республики Карелия от 5 апреля 2021 года по делу N 2а-1127/2020, что свидетельствует об отсутствии у оспариваемого решения юридической силы и наличии оснований для признания его не действующим с момента принятия.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года подлежит изменению в части установления даты, с которой Решение N 44 подлежит признанию недействующим. В остальной части обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 года изменить.
Абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
"Признать недействующим решение Совета Сортавальского городского поселения от 14 января 2021 года N 44 "О внесении дополнений в решение II сессии I созыва N 6 от 20 ноября 2020 года "О переходном периоде преобразования муниципальных образований "Сортавальское городское поселение" и "Хелюльское городское поселение" со дня принятия".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Сортавальского городского поселения Республики Карелия - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.