Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-199/2021 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" на решение Ленинградского областного суда от 12 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании не действующим в части постановления Губернатора Ленинградской области от 28 июля 2020 года N 70-пг "Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2020-2021 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" - Слободенюка В.Б, Юдина А.А, представителя административного ответчика Губернатора Ленинградской области - Савченко О.А, представителя заинтересованного лица комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области - Вавиловой Ю.А, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
28 июля 2020 года Губернатором Ленинградской области принято постановление N 70-пг "Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2020-2021 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года" (далее - Постановление), которое опубликовано 28 июля 2020 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru; 29 июля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 2 Постановления утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов (лося) для каждого охотничьего угодья в сезоне охоты 2020-2021 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года согласно приложению 1.
В пункте 14 приложения 1 к оспариваемому Постановлению указаны квоты добычи лося для охотничьих угодий Приозерского района Ленинградской области. Для общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" указана квота добычи лося в количестве 7 особей.
Общество с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" (далее - Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим пункт 14 приложения 1 к Постановлению в части утверждения в отношении Общества квоты добычи лосей в количестве 7 особей.
В обоснование заявленных требований указало, что административный ответчик необоснованно установилквоту в количестве 7 особей, тогда как Общество подавало заявку на добычу 15 особей.
Полагает, что Постановление в оспариваемой части не соответствует части 9 статьи 24, части 3 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ); приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 30 апреля 2010 года N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях"; пункту 7 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утверждённого приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228; подпункту 7.2 пункта 7, пункту 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утверждённого приказом Минприроды России от 6 сентября 2010 года N 344.
Решением Ленинградского областного суда от 12 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что суд не дал надлежащей оценки доводам Общества, неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не допустив генерального директора Общества к участию в судебном заседании.
На апелляционную жалобу Губернатором Ленинградской области; комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (далее - Комитет); прокуратурой Ленинградской области представлены возражения.
Представители административного истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика и представитель заинтересованного лица просили оставить решение суда без изменения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах и возражениях относительно них (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами, охрана окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьёй 3, частями 3, 8, 9, 10 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что довод административного истца о противоречии Постановления части 3 статьи 36 Федерального закона N 209-ФЗ является несостоятельным, поскольку в указанной норме говорится о применении данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Согласно пункту 2 статьи 7 областного закона Ленинградской области от 21 июня 2013 года N 35-оз "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Ленинградской области" к полномочиям Губернатора Ленинградской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся: утверждение лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также утверждение по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти лимита добычи благородного оленя, косули, лося, рыси.
Приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228 утверждён порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений.
Пунктами 3, 4, 5, 8, 9 данного порядка установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Юридические лица, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля, подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов.
Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку.
Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации: до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи; до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; до 15 апреля на основании заявок, поданных на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на территориях, являющихся средой обитаниях охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, определяет объем добычи охотничьих ресурсов на этих территориях; определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу; после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что довод административного истца о противоречии Постановления пункту 7 данного порядка является несостоятельным, поскольку в пункте 7 предусмотрены случаи, при которых не устанавливается квота (объём) добычи охотничьих ресурсов, что не относится к предмету спора.
13 апреля 2020 года Общество представило в Комитет заявку на установление квоты добычи лося на период с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года в количестве 15 особей, исходя из численности особей в 2020 году.
14 апреля 2020 года Комитет уведомил Общество о том, что согласно данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов наблюдается снижение численности лося в Приозерском районе, в связи с чем, заявка на установление квоты добычи лося на сезон охоты 2020-2021 годов не может быть удовлетворена в полном объёме.
Действующим законодательством установлена обязательная процедура проведения государственной экологической экспертизы при подготовке документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341 утверждено положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.
Согласно пункту 2.7 данного положения к полномочиям Комитета относится организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
12 мая 2020 года Комитетом принято распоряжение N 1232 "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы регионального уровня проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2020-2021 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года".
Распоряжением Комитета от 9 июня 2020 года N 1542 утверждено заключение государственной экологической экспертизы регионального уровня N 02-Э1-20-ЛО от 4 июня 2020 года, объектом которой был проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2020-2021 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года.
Согласно указанному заключению основные положения проекта соответствуют законодательству Российской Федерации и Ленинградской области в области охраны окружающей среды. Квота добычи лося для Общества составила 7 особей.
Письмом Минприроды России от 8 июля 2020 года согласованы лимиты добычи охотничьих ресурсов.
Таким образом, проанализировав действовавшие в период спорных правоотношений нормы права, суд правомерно сделал вывод о том, что Постановление принято в пределах предоставленных полномочий Губернатору Ленинградской области, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемого положения Постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд обоснованно пришёл к выводу об отсутствии такого противоречия, поскольку законодательство предусматривало определять квоты добычи охотничьих ресурсов в меньшем размере по сравнению с заявкой охотопользователя.
В частности довод административного истца о противоречии Постановления приказу Минприроды России от 30 апреля 2010 года N 138 и подпункту 7.2 пункта 7, пункту 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утверждённого приказом Минприроды России от 6 сентября 2010 года N 344, является несостоятельным, поскольку данные приказы также не устанавливали обязанности определять квоты добычи охотничьих ресурсов в размере, указанном в заявке охотопользователя.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с заключением государственной экологической экспертизы.
Согласно статье 1, пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Таким образом, доводы административного истца в указанной части, в том числе и о необходимости применения иной методики определения численности охотничьих ресурсов, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия соглашается с доводом административного истца о том, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, не допустив генерального директора Общества к участию в судебном заседании из-за отсутствия документа о высшем юридическом образовании, сославшись на требования, предусмотренные статьями 55, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
Генеральный директор Общества является единоличным органом управления и те требования к представителям, которые указаны в части 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на единоличный орган управления (руководителя) этой организации не распространяются.
С учётом того, что в судебном заседании участвовал другой представитель Общества, данное нарушение не привело к принятию неправильного решения, основания для отмены судебного акта по данному основанию отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.