Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" - Плясовой Ольги Вадимовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Свободненскому районному судебному участку от 23 июля 2020 года, решение судьи Свободненского городского суда Амурской области от 8 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Амурской области по Свободненскому районному судебному участку от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свободненского городского суда Амурской области от 8 октября 2020 года, Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" (далее - ФГУП "ГВСУ по специальным объектам") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Плясова О.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, как незаконные и прекратить производство по делу.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырёхсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определён положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 349 (далее - Положение N 349).
Согласно пункту 4 Положения N 349 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов, являются:
а) для выполнения работ, указанных в пунктах 1, 3 - 10 перечня, приведённого в приложении к настоящему Положению для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
б) для выполнения работ, указанных в пунктах 2 и 11 перечня, приведённого в приложении к настоящему Положению для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет.
В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, в период с 16 сентября 2019 года по 11 октября 2019 года на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу от 30 августа 2019 года N 36 при осуществлении внеплановой документарной проверки с целью государственного контроля за выполнением предписания от 8 июля 2019 года N 14-л в отношении ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", выявлено, что юридическое лицо нарушения, указанные в предписании, не устранило, а именно:
- ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" проводятся работы, не предусмотренные Разрешением от 12 июля 2019 года N 05, то есть без соответствующего разрешения регионального органа охраны объекта культурного наследия, поскольку в соответствии, с Разрешением, выданным региональным органом охраны объектов культурного наследия, ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" разрешено проводить первоочередные противоаварийные мероприятия по крыше, чердачным и межэтажным перекрытиям, выполнение первоочередных противоаварийных мероприятий по усилению стен в осях А-У/8-23, тогда как проводимые ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" отделочные работы в театрально-зрелищном блоке не предусмотрены выданным Разрешением;
- ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия здание Дома офицеров без соблюдения требований по осуществлению технического надзора, надлежащего осуществления авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, проведении работ по сохранению объектов культурного наследия лицами, не аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке;
- ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" не представлены документы, подтверждающие соблюдение лицензионных требований при проведении работ на объекте культурного наследия "Дом офицеров Восточного военного округа", расположенного по адресу город Хабаровск, улица Шевченко, дом N 16, а именно:
- о наличии у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы не менее 3 лет в области сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- сведения об аттестации федеральным органом охраны объектов культурного наследия физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" и проводящих работы на объекте культурного наследия "Дом офицеров Восточного военного округа", расположенного по адресу город Хабаровск, улица Шевченко, дом N 16.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таких доказательств по делу имеется достаточно.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе о неверной квалификации административного правонарушения, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" с применением положений части 3.2 статьи, 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи Амурской области по Свободненскому районному судебному участку от 23 июля 2020 года, решение судьи Свободненского городского суда Амурской области от 8 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам", оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" - Плясовой Ольги Вадимовны - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.