Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Вольной Е.Ю, при секретаре судебного заседания Грейсман А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-39/2021 по административному исковому заявлению кооператива автолюбителей "Восток-7" к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Росреестра по Омской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Стуколовой Марии Сергеевны на решение Омского областного суда от 22 марта 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, пояснения представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Калинина Н.Д, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Кооператив автолюбителей "Восток-7" обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 198 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
В обоснование заявленных требований указано, что кооператив автолюбителей "Восток-7" является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды, заключенного между департаментом недвижимости Администрации города Омска и кооперативом автолюбителей "Восток-7". Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке, что нарушает права административного истца, поскольку величина арендной платы по договору аренды рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Омского областного суда от 22 марта 2021 года административное исковое заявление кооператива автолюбителей "Восток-7" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:78, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 69 720 рублей по состоянию на 01 января 2014 года на период с 21 января 2015 года по 31 декабря 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Администрации города Омска просит вышеуказанное решение изменить в части указания даты применения установленной судом кадастровой стоимости с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. В обоснование своей позиции указывает, что административный истец вправе претендовать на применение архивной кадастровой стоимости только с 01 января 2020 года, поскольку в силу действующей на момент возникновения данных правоотношений редакции Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость применяется с 01 января года подачи заявления об ее оспаривании. Административный истец не может претендовать на применение новой кадастровой стоимости с 21 января 2015 года, поскольку в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации закон не имеет обратной силы и не может быть применен к правоотношениям, возникшим между сторонами ранее, ухудшая при этом положение одной из сторон. Постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года N 542-п установлена дата перехода к применению на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" - 01 января 2021 года. Все споры о пересмотре кадастровых стоимостей объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, должны с 01 января 2021 года осуществляться в соответствии с указанными положениями в зависимости от даты обращения, а результаты этого пересмотра могут применяться только с 01 января года подачи заявления в суд.
Кроме того, применение кадастровой стоимости в установленный судом период повлечет необходимость перерасчета арендной платы, которая была выплачена административным истцом по договору аренды земельного участка, чем будут нарушены права административного ответчика в связи с возникшей необходимостью возврата излишне уплаченных сумм по названному договору.
Представителем кооператива автолюбителей "Восток-7" относительно указанной жалобы предоставлен отзыв, где обжалуемое решение просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе Омского областного суда присутствовал представитель департамента имущественных отношений Администрации Омской области - Калинин Н.Д, поддержавший доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения Омского областного суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что между департаментом недвижимости Администрации города Омска и кооперативом автолюбителей "Восток-7" заключен договор аренды земельного участка N от 16 ноября 1999 года, на основании которого административный истец осуществляет пользование земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес". В настоящее время указанный участок продолжает находиться в фактическом пользовании кооператива автолюбителей "Восток-7".
На основании соглашения к указанному договору аренды, заключенного между главным управлением по земельным ресурсам Омской области и кооперативом автолюбителей "Восток-7", установлено, что размер арендной платы спорного объекта недвижимости производится с учетом его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена на основании постановления Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" в размере 571 055, 10 рублей по состоянию на 01 января 2014 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 21 января 2015 года.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года N 44-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области" установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 380 461, 20 рублей по состоянию на 01 января 2020 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 21 января 2021 года, датой начала применения актуальной кадастровой стоимости является 01 января 2021 года.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Омской области при Управлении Росреестра по Омской области (далее - Комиссия) от 25 ноября 2020 года N 140 заявление кооператива автолюбителей "Восток-7" от 13 ноября 2020 года отклонено с указанием на наличие в представленном отчете об оценке нарушений федеральных стандартов оценки.
При обращении с административным исковым заявлением в обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N от 07 ноября 2020 года, выполненный ООО "Сибирский центр судебной экспертизы и оценки "Профиль", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составляет 198 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы для установления действительной рыночной стоимости объекта недвижимости на требуемую дату.
Определением Омского областного суда от 26 января 2021 года назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой подтверждается наличием в материалах дела заключения эксперта N от 19 февраля 2021 года, выполненного ООО "ОМЭКС". Согласно указанному экспертному заключению рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 69 720 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Омский областной суд ссылался на наличие необходимости восстановления процессуального срока административному истцу для обращения с настоящими требованиями, поскольку на дату обращения лица в Комиссию и в суд оспариваемая кадастровая стоимость являлась действующей. Кроме того, суд первой инстанции указал, что имеет место нарушение прав административного истца, являющегося арендатором спорного земельного участка, поскольку размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости такого участка, положив в основу решения суда выводы, содержащиеся в заключение судебной экспертизы, признанном достоверным и допустимым доказательством по делу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами, изложенными в обжалуемом решении Омского областного суда, находит их обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в настоящее время является архивной, указав, что при этом данная стоимость являлась действующей на дату обращения кооператива автолюбителей "Восток-7" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости (13 ноября 2020 года) и на дату подачи настоящего административного искового заявления в Омский областной суд (23 декабря 2020 года), следовательно, административный истец имел право на оспаривание архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, с учетом положений частей 4, 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ, пришел к выводу, что устанавливаемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 21 января 2015 года (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости) по 31 декабря 2020 года (дата окончания применения оспариваемой архивной кадастровой стоимости).
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом относительно периода действия определенной судом кадастровой стоимости, доводы апелляционной жалобы о том, что подлежит применению действовавшая до 11 августа 2020 года редакция статьи 24.20 Закона Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающая применение устанавливаемой судом кадастровой стоимости с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, находит несостоятельными, учитывая следующее.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 361-ФЗ) было предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 11 августа 2020 года (за исключением некоторых положений), были внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В новой редакции части 4 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Согласно новой редакции части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В данном случае судебная коллегия приходит к выводу, что выбор редакции статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", применимой при разрешении настоящего административного искового заявления, обусловлен действием редакции указанной статьи на момент обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (статья 24.18), в связи с этим датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Ввиду того, что кооператив автолюбителей "Восток-7" обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 13 ноября 2020 года, судом правомерно применена статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ не содержит норм, предусматривающих распространение его положений на отношения, возникшие до введения его в действие, не являются основанием для изменения судебного акта, поскольку Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 N 269-ФЗ применен судом для рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости, который возник после вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 N 269-ФЗ.
Правоотношения, возникшие из договора аренды от 16 ноября 1999 года, не являлись предметом настоящего спора, вопрос о правах и обязанностях сторон договора аренды судом первой инстанции не разрешался.
Кроме того, положения Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не подлежат применению в рассматриваемом деле, так как согласно частям 1, 2, 7 статьи 24 указанного закона государственная кадастровая оценка в течение переходного периода с 01 января 2017 года до 1 января 2020 года может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами, а государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица в указанной части суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики по аналогичным делам не является основанием для отмены или изменения верного по существу решения суда, поскольку при разрешении спора следует учитывать конкретные обстоятельства каждого административного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит решение Омского областного суда законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Омского областного суда от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Стуколовой Марии Сергеевны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Омский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.