Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Грейсман А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-236/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" о признании недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 23 апреля 2020 года N 74-в "Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (г. Красноярск, ИНН N) по Лесосибирской технологической зоне", по апелляционной жалобе административного ответчика министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 07 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 23 апреля 2020 года N 74-в "Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (г. Красноярск, ИНН N) по Лесосибирской технологической зоне" (далее - Приказ N 74-в) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (далее - ООО "Рециклинговая компания", Общество) установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Лесосибирской технологической зоне.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 74-в действие установленных тарифов определено со дня введения в действие тарифов до 31 декабря 2020 года.
Приказ N 74-в опубликован 29 апреля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
ООО "Рециклинговая компания" обратилось с административным иском о признании не действующим Приказа от 23 апреля 2020 года N 74-в.
Требования административного иска (с учетом уточнений) мотивированы тем, что Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны. При принятии Приказа N 74-в орган регулирования, в нарушение пункта 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, не принял во внимание представленный административным истцом в обоснование расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов договор с ООО "Чистый город", заключенный по результатам закупочной процедуры. В этой связи, заявленная административным истцом величина расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов в составе необходимой валовой выручки на 2020 год была снижена. Кроме того, в нарушение пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года N 1386 "О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами", органом регулирования при определении расходов на оплату труда не был учтен фактический уровень фонда оплаты труда, сложившийся за последний период регулирования в регулируемой организации. В результате уменьшения расходов административного истца в составе необходимой валовой выручки на 2020 год на транспортирование твердых коммунальных отходов и на оплату труда были установлены экономически необоснованные тарифы, чем нарушаются права административного истца.
Решением Красноярского краевого суда от 07 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министр тарифной политики Красноярского края Пономаренко М.Ю. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что при определении массовой доли твердых коммунальных отходов для ООО "Рециклинговая компания" надлежит учитывать всю территорию Красноярского края, поскольку в Лесосибирской технологической зоне деятельности Общества образуется менее 30% твердых коммунальных отходов от общей их массы на территории Красноярского края, соответственно для формирования цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов отсутствует необходимость проведения торгов. Нельзя согласиться с выводами суда о том, что отсутствуют доказательства экономической необоснованности заявленных Обществом расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, о том, что представленная административным истцом документация об аукционе содержит всю необходимую информацию, позволяющую провести анализ экономической обоснованности цены услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Также суд формально подошел к вопросу о снижении расходов на оплату труда в связи с уменьшением численности заявленных работников, суд ограничился только экспертным заключением и протоколом заседания правления органа регулирования, не приняв во внимание дополнительные пояснения административного ответчика в судебном заседании.
На апелляционную жалобу административным истцом, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания N 1638/16).
Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.
В соответствии со статьей 6 названного Закона предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части государственного регулирования тарифов.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, по этим основаниям не оспаривается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03 февраля 2020 года региональный оператор ООО "Рециклинговая компания" обратилось в министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением об установлении единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны.
Общество просило определить величину расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов в составе необходимой валовой выручки на 2020 год в размере 103 182, 09 тыс. рублей без учета НДС, представив в качестве обоснования данных расходов договоры от 10 февраля 2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края, заключенные по результатам проведения торгов с ООО "Чистый город Красноярск".
Согласно пункту 2.1.1.1. Экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) N 5-20в на 2020 год, предлагаемые регулируемой организацией расходы в размере 103 182, 09 тыс. рублей были снижены органом тарифного регулирования на 13 240, 37 тыс. рублей и приняты при расчете необходимой валовой выручки в размере 89 941, 72 тыс. рублей; транспортные расходы приняты на основании фактических данных расчетах ООО "Планета-Сервис" за последний отчетный год.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что неправомерное снижение органом регулирования расходов ООО "Рециклинговая компания" на транспортирование твердых коммунальных отходов в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, повлекло установление экономически необоснованного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год.
Так, расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с пунктами 12, 14 Основ ценообразования, пунктом 88 Методических указаний N 1638/16, исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями работ (услуг), связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию таких отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование отходов.
В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами проведения торгов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2016 года N 1133 (далее - Правила проведения торгов N 1133), проведены торги по формированию цен на услуги по транспортированию отходов.
Источники сведений, перечисленные в пункте 14 Основ ценообразования, упорядочены по приоритету применения в соответствии со степенью детальности процедур, обеспечивающих установление экономически обоснованных цен.
Таким образом, данные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
Органом регулирования не мотивирована невозможность применения цены, установленной в договорах от 10 февраля 2020 года с ООО "Чистый город Красноярск", представленных Обществом.
Экономическая обоснованность цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, обеспечивается проведением конкурсных процедур.
В нашем случае договоры заключены по результатам проведения торгов, сведений о том, что уполномоченным органом было установлено нарушение процедуры торгов, порядка заключения договоров, в материалы дела не представлено. Следовательно, отсутствовали основания применять последующие источники информации о ценах, указанные в пункте 14 Основ ценообразования, и проводить сравнительный анализ с другими организациями, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов.
Исключение расходов по мотиву их экономической необоснованности возможно в случае, когда орган регулирования не имеет возможности проверить экономическую обоснованность тех или иных затрат.
По настоящему делу такая возможность объективно имелась, помимо представленных документов, в том числе договоров, заключенных по результатам торгов, в общедоступной форме имелись все сведения и конкурсная документация, которые, как правильно указал в решении суд первой инстанции, подлежали учету органом регулирования.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы органа регулирования о том, что в рамках данного тарифного дела цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов не должны формироваться по результатам проведения торгов.
Судом установлено, что ООО "Рециклинговая компания" осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края.
Исходя из положений пунктов 3 и 9 Правил проведения торгов N 1133, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в случае, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот.
Таким образом, в целях соблюдения законодательства о защите конкуренции при определении массовой доли твердых коммунальных отходов необходимо учитывать всю территорию, на которой региональный оператор осуществляет свою деятельность, конкретные же территории и зоны (муниципальные образования, населенные пункты) объединяются в отдельные лоты для проведения аукциона.
Кроме того, как правильно указал суд, проведение торгов в случаях отсутствия нормативно закрепленной обязанности не свидетельствует об их незаконности.
Ссылки апеллянта на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации на влияют на законность принятого по делу решения, поскольку данная судебная практика основаны на иных фактических обстоятельствах дела, не имеет преюдициального значения, кроме того, обстоятельства каждого дела устанавливаются судом самостоятельно.
Судебная коллегия также находит правильными выводы о неправомерном снижении регулятором численности заявленных Обществом работников, а соответственно и снижении расходов на оплату труда в составе необходимой валовой выручки.
Согласно пункту 2.1.3.1. Экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) N 5-20в на 2020 год, расходы на оплату труда в размере 2 292, 71 тыс. рублей, предложенные ООО "Рециклинговая компания", были снижены органом регулирования на 1 894, 19 тыс. рублей и составили 398, 52 тыс. рублей.
Как верно указал суд первой инстанции, в нарушение требований пунктов 18 и 21 Правил регулирования тарифов, Экспертное заключение и Протокол заседания правления являются немотивированными, не содержат соответствующего анализа, а также ссылок на основания отклонения заявленных показателей и расходов на оплату труда.
Реализация тарифным органом своего полномочия по анализу и проверке заявленных регулируемой организацией затрат на предмет их экономической обоснованности не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения тарифного органа и не предполагает произвольных действий данных органов. Уменьшение или увеличение размера заявленных затрат должно быть подтверждено соответствующим экономическим и правовым обоснованием.
Учитывая бремя доказывания, регулирующий орган должен подтвердить достоверность использованных при расчете данных, таких доказательств в материалы дела не представлено, проверить правильность расчета административным ответчиком и обоснованность примененных им показателей не представляется возможным.
В целом доводы апеллянта аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
В соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что сообщение о принятом решение подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 07 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания: "Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.