Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кормильцевой И.И, судей Коряковой Н.С, Рудакова М.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярковой И.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-709/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга к Ивашину Александру Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе административного ответчика Ивашина Александра Владимировича
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 12 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее также - налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ивашину А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы в размере 3 055 рублей, пени в размере 18 рублей 28 копеек. В обоснование указано, что Ивашин А.В. является плательщиком транспортного налога. Административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2016 год в сумме 1 410 рублей, в 2017 году в сумме 1410 рублей, в 2018 году в сумме 235 рублей. Ивашину А.В. направлены налоговые уведомления N23085265 от 04 июля 2018 года, N 10342553 от 15 августа 2019 года. Обязанность по уплате транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы Ивашиным А.В. не исполнена, в связи с чем в адрес административного ответчика направлены требования об уплате недоимки по налогу, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения. Требования в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - с указанным административным исковым заявлением в суд.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 12 марта 2021 года административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга удовлетворено. С Ивашина А.В. также взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Ивашин А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, производство по делу прекратить. Указывает, что транспортный налог за 2016, 2017 годы им уплачен, административным ответчиком не предоставлено доказательств задолженности. Требования об уплате налогов не получал. Считает, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод об идентичности требований административного искового заявления и требований, по которым выносился судебный приказ. Также считает, что пропущен срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.
Представитель административного истца Леонова Д.С. в судебном заседании судебной коллегии требования административного иска поддержала, просила оставить решение Кировского суда г. Екатеринбурга без изменения.
Административный ответчик Ивашин А.В. в судебное заседание судебной коллегии не явился. Учитывая, что административный ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
В силу положений пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи.
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты транспортного налога физическими лицами установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, за Ивашиным А.В. в спорный период в органах ГИБДД зарегистрировано транспортное средство марки МАРКА, 2012 года выпуска, VIN "N", государственный регистрационный номер "N" (дата регистрации "дата").
В связи с наличием у Ивашина А.В. указанного транспортного средства ему был начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 1 410 рублей, за 2017 год в сумме 1410 рублей, за 2018 год в сумме 235 рублей.
Налоговый орган направил Ивашину А.В. через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 4 июля 2018 года N23085265 о необходимости уплаты транспортного налога за 2016, 2017 года в общей сумме 2820 рублей не позднее 3 декабря 2018 года.
Ивашину А.В. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 15 августа 2019 года N10342553 о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в сумме 235 рублей не позднее 2 декабря 2019 года.
В соответствии с карточкой расчета с бюджетом по транспортному налогу с указанием начислений и погашений, Ивашину А.В. начислен транспортный налог за 2016, 2017, 2018 годы (л.д. 55, 57), сумма по транспортному налогу за 2016, 2017 года сложена и составила 2820 рублей, сведений об оплате транспортного налога за 2016, 2017, 2018 года не имеется, денежные средства в счет погашения не поступали.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы в установленный законом срок не была исполнена налогоплательщиком в полном объеме, Ивашину А.В. через личный кабинет налогоплательщика направлены требования от 28 декабря 2018 года N 72915 об уплате транспортного налога и пени в срок до 21 января 2019года и от 25 декабря 2019 года N 79371 об уплате транспортного налога и пени в срок до 28 января 2020года.
Требования об уплате транспортного налога, пени административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены судебного приказа от 25 марта 2020 года N 2а-267/2020 определением мирового судьи от 26 июня 2020 года - в суд с настоящим административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с соблюдением сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования налогового органа, суд первой инстанции, проверив правильность исчисления размера налога, пени, порядок, процедуру принудительного взыскания, сроки на обращение в суд, пришел к выводу об их соблюдении и наличии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемом решении.
Расчет взыскиваемых сумм судебной коллегией проверен, он произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах, регулирующего порядок исчисления транспортного налога, а также порядок начисления пени, расчет является арифметически верным.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не получал требований об уплате транспортного налога, о нарушении административным истцом срока для обращения в суд, поскольку они опровергаются материалами дела. Требования об уплате транспортного налога от 28 декабря 2018 года N 72915, от 25 декабря 2019 года N 79371 были направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика, получены им 21 января 2019 года и 28 января 2020 года соответственно.
В суд не представлено и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие уплату Ивашиным А.В. транспортного налога за 2016, 2017 годы в полном объеме до 3 декабря 2018 года, в связи с чем, с указанной даты образовалась недоимка по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с указанным Кодексом, налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно абзацам 3, 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выставления требования N 79371 от 25 декабря 2019 года) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сумма задолженности по требованию об уплате пени по транспортному налогу N 72915 от 28 декабря 2018 года составляет менее 3000 рублей, срок следует исчислять со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, в данном случае с даты, установленной требованием об уплате налога N 79371 от 25 декабря 2019 года.
Срок исполнения требования об уплате налога, пени N 79371 установлен до 28 января 2020 года. Налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье судебного участка N 9 Кировского судебного района г. Екатеринбурга о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Ивашина А.В. 18 марта 2020 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
Также соблюден шестимесячный срок для предъявления административного иска в Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области, так как определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 26 июня 2020 года, налоговый орган обратился в районный суд с настоящим административным иском 11 декабря 2020 года.
Таким образом, налоговым органом соблюден срок для обращения в суд для взыскания с Ивашина А.В. транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы и пени за просрочку платежа.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление о вынесении судебного приказа и административное исковое заявление не являются идентичными, поскольку в заявлении о вынесении судебного приказа указан налоговый период 2018 год, иные налоговые периоды не указывались, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку опровергается материалами административного дела и судебного приказа.
Как указано в заявлении о вынесении судебного приказа налоговый орган просит вынести судебный приказ о взыскании транспортного налога на общую сумму 3073 рубля 28 копеек, в том числе, транспортный налог на общую сумму 3055 рублей, пени в сумме 18 рублей 28 копеек.
Из документов, приложенных к заявлению налогового органа о вынесении судебного приказа, однозначно следует, что взыскиваемый транспортный налог в размере 3055 рублей представляет собой недоимку по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы, то есть требования, заявленные мировому судьей и в районный суд, являются идентичными.
Доказательства того, что у Ивашина А.В. имелась задолженность по транспортному налогу за иные налоговые периоды в указанной сумме, материалы дела не содержат, также опровергаются карточкой расчета с бюджетом налогоплательщика, стороной административного ответчика не предоставляются.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об идентичности заявленных требований в заявлении о вынесении судебного приказа и в административном исковом заявлении.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции, что налоговой инспекцией правомерно исчислен транспортный налог за 2018 год, поскольку положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли. Ивашиным А.В. предоставлена справка об инвалидности от 27 марта 2018 года в налоговый орган 18 января 2019 года, что сторонами не оспаривается, транспортный налог за 2018 год рассчитан с учетом имеющейся льготы.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 12 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Ивашина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий И.И. Кормильцева
Судьи Н.С. Корякова
М.С. Рудаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.