Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Трифоновой О.М, судей областного суда Дорохиной Т.С, Хакимовой О.В, при секретаре Комаровой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Оренбургской области к Хабирову Р.А. о взыскании обязательных платежей
по апелляционной жалобе Хабирова Р.А.
на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N1 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Хабиров Р.А. является собственником транспортного средства марки ГАЗ- N, однако обязанность по уплате транспортного налога за (дата) не исполнил.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Хабирова Р.А. 7002 рублей - задолженность по транспортному налогу за (дата), 86, 82 рублей - пени по этому налогу.
В ходе рассмотрения дела, в связи с частичной уплатой Хабировым Р.А. имеющейся задолженности по транспортному налогу Межрайонная ИФНС России N1 по Оренбургской области заявленные требования изменила, окончательно просила суд взыскать с Хабирова Р.А. 3 558 рублей - недоимку по транспортному налогу за (дата).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России N1 по Оренбургской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Хабиров Р.А. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал, указав на неправильное исчисление налога в связи с допущенной РЭО ГИБДД ошибкой при указании категории транспортного средства.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N1 по Оренбургской области удовлетворены. Суд взыскал с Хабирова Р.А. в пользу Межрайонной ИФНС России N1 по Оренбургской области 7 002 рубля - транспортный налог за (дата), 86, 82 рублей - пени по этому налогу.
Этим же решением суда с Хабирова Р.А. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Хабиров Р.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России N1 по Оренбургской области, административный ответчик Хабиров Р.А, представитель заинтересованного лица РЭО ГИБДД МО МВД России "Бугурусланский" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Хабиров Р.А. является собственником транспортного средства марки ГАЗ N, (дата) года выпуска, государственный регистрационный знак N, с мощностью двигателя 140, 04 лошадиных сил.
(дата) налоговый орган направил Хабирову Р.А. налоговое уведомление N от (дата) о необходимости уплаты в срок до (дата) транспортного налога за (дата) за транспортное средство марки ГАЗ N в сумме 7 002 рубля, исходя из расчета: налоговая база 140, 04 (мощность двигателя)*50 (налоговая ставка).
(дата) Хабирову Р.А. было направлено требование N от (дата) об уплате транспортного налога на сумму 7 002 рубля и пени по этому налогу 86, 82 рублей в срок до (дата).
В добровольном порядке сумма налога в срок, установленный в требовании налоговой инспекцией, должником не уплачена.
(дата) мировым судьей судебного участка в административно - территориальных границах всего (адрес) района Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Хабирова Р.А. недоимки по транспортному налогу за (дата), пени.
Указанный судебный приказ отменен 17 июля 2020 года на основании возражений Хабирова Р.А, что явилось основанием для обращения налогового органа с административным иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Инспекцией требований.
Такие выводы мотивированы тем, что задолженность за (дата) по транспортному налогу, включенная налоговым органом в требование N от (дата) и в размер исковых требований, заявленных в настоящем административном деле, Хабировым Р.А. не погашена, пени не уплачена. Сумма транспортного налога, подлежащего уплате, исчислена налоговым органом правильно, налоговая ставка применена верно, с учетом типа и категории автомобиля, указанных в паспорте транспортного средства.
В апелляционной жалобе Хабиров Р.А. выражает несогласие с размером предъявленной к взысканию суммы, ссылаясь на то, что при расчете транспортного налога за (дата) за автомобиль марки ГАЗ N должен был учитываться тип транспортного средства "легковой автомобиль", а не "автобус".
Проверяя указанные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
(дата) Хабирову Р.А. выдано свидетельство о соответствии транспортного средства марки ГАЗ N, государственный регистрационный знак N, с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Из этого свидетельства следует, что транспортное средство имеет тип - специальное пассажирское, переоборудовано в (дата) из категории "D" в категорию "В" путем демонтажа пяти пассажирских мест.
(дата) Хабирову Р.А. выдано свидетельство о регистрации транспортного средства марки ГАЗ N, (дата) года выпуска, государственный регистрационный знак N, где указано: тип транспортного средства - "Автобус прочее", категория транспортного средства - В, мощность двигателя - 140, 04 лошадиных сил, масса без нагрузки 2 340 кг.
В дубликате паспорта транспортного средства N указан тип транспортного средства марки ГАЗ N, государственный регистрационный знак N, как "Автобус прочее", категория - В.
Ранее, в первоначально выданном на этот же автомобиль паспорте транспортного средства N было указано, что транспортное средство марки ГАЗ N имеет тип - специальное пассажирское, категория - Д.
В карточке учета транспортного средства от (дата) указано, что транспортное средство марки ГАЗ N, государственный регистрационный знак N, имеет тип - специальный пассажирский, категорию - В/М1.
В карточке учета транспортного средства от (дата) указано, что транспортное средство марки ГАЗ N, государственный регистрационный знак N, имеет тип - Автобус прочее, категорию - В/М1.
В ответе на запрос суда начальник РЭО ГИБДД МУ МВД России "Бугурусланский" указал, что транспортное средство марки ГАЗ N, государственный регистрационный знак N, (дата) было переоборудовано из категории "D" в категорию "В". В настоящее время код типа транспортного средства - 49 (Автобусы прочее), подкатегория - М1, определяется как транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
В силу статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 322/66-111-ОЗ "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно - 15 рублей;
автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 лошадиных сил включительно - 50 рублей;грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно 40 рублей.
Такого наименования типа транспортного средства как "Специальное пассажирское транспортное средство" в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации и в статье 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 322/66-111-ОЗ "О транспортном налоге", устанавливающих налоговые ставки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, не указано.
Следовательно, для правильного исчисления транспортного налога имеет значение тип автомобиля, принадлежащего налогоплательщику (легковой/автобус/грузовой/другие самоходные транспортные средства и т.д.).
При определении категории транспортных средств, в частности, следует руководствоваться Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, которая помимо прочего предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Кроме того, при определении категории транспортного средства в целях применения ставки по транспортному налогу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, определен паспорт транспортного средства.
В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от 17 июля 2007 года NММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N496, Минпромэнерго России N192, Минэкономразвития России N134 от 23 июня 2005 года, действующему 01 ноября 2020 года, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" (как указано в паспорте транспортного средства административного ответчика) не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль, "2" - автобус, "3" - грузовые (бортовые) автомобили.
Из имеющегося в материалах дела дубликата паспорта транспортного средства марки ГАЗ N, принадлежащего на праве собственности административному ответчику и выданного после переоборудования автомобиля, указано: наименование (тип транспортного средства) - "Автобус прочие", категория "B", мощность двигателя 140, 04 лошадиные силы, разрешенная максимальная масса - 3 500.
То есть на основании паспорта транспортного средства возможно однозначно определить, что спорное транспортное средство относится к числу "Автобус прочие".
Поскольку категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства и поскольку в паспорте транспортного средства, по поводу налогообложения которого возник спор, указан тип транспортного средства - "Автобус прочие", постольку автомобиль для целей налогообложения не может признаваться легковым.
В связи с этим после поступления соответствующих сведений из ГИБДД у налоговой инспекции не имелось оснований применять при расчете размера транспортного налога за (дата) ставку, установленную для расчета транспортного налога в отношении легкового автомобиля, при том, что действующим налоговым законодательством налоговым органам не предоставлено право по изменению и корректировке сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, а суд, в свою очередь, не может подменять орган, в обязанности которого входит сертификация, одобрение типа транспортного средства.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции оставил без внимания частичную оплату административным ответчиком требуемой за (дата) недоимки и уточнение в связи с этим административным истцом требований, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит изменению, с Хабирова Р.А. подлежит взысканию транспортный налог за (дата) в размере 3 558 рублей.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2021 года - изменить.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с Хабирова Р.А. (ИНН N), зарегистрированного и проживающего по адресу: (адрес), 3 558 рублей - транспортный налог за (дата)".
В остальной части решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2021 года оставит без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.