Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б, судей Тертышной В.В, Сергеева С.С.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокофьева М.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании незаконным решения, возложении обязанности исключить сведения
по апелляционной жалобе административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 8 февраля 2021г, которым постановлено:
административное исковое заявление Прокофьева М.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании незаконным решения, обязании исключить сведения - удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ООО " "... "".
Возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда обязанность аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись N "... " от ДД.ММ.ГГГГ г. об исключении ООО " "... "", восстановив статус ООО " "... "" как действующего юридического лица.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокофьев М.В. обратился в суд с административным иском, в обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ г. ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда за государственным регистрационным номером N N "... " принято решение и внесена запись об исключении Общества с ограниченной ответственностью " "... "" в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в части местонахождения Общества. Признание ООО " "... "" фактически недействующим и его исключение из ЕГРЮЛ является незаконным, так как данные факты не соответствуют действительности, а также нарушают права и законные интересы заявителя Прокофьева М.В, являющимся директором данной организации, а также участником с долей в уставном капитале в размере 100%. ООО " "... "" создано ДД.ММ.ГГГГ г. и зарегистрировано Межрайонной Федеральной налоговой службой N 5 по Волгоградской области. С момента регистрации и по настоящее время ООО " "... "" осуществляло предпринимательскую деятельность, предоставляло документы отчетности. Также в производстве Арбитражного суда Волгоградской области находилось дело N "... " о несостоятельности (банкротстве) ООО " "... "". В рамках данного дела велась подготовка и разработка мирового соглашения между ООО " "... "" и Межрайонной ИФНС N 10 по Волгоградской области о погашении задолженности по уплате налога на землю. Считает, что ООО " "... "" является действующей организацией, признаки недействующего юридического лица отсутствуют. Основанием для исключения ООО " "... "" послужили сведения о недостоверности данных в части местонахождения, которые учитывались как формальные признаки о прекращении деятельности общества.
Просил признать незаконным решение ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда об исключении ООО " "... ""; обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда исключить сведения о прекращении деятельности ООО " "... "" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствий выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Фомин Д.А. указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), выслушав представителя административного ответчика ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда Очнева А.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Фомина Д.А, считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 5 указанной статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 ст. 21.1 Федерального закона 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N129-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Положениями статьи 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.
При этом порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 года NММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Федерального закона N129-ФЗ).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом N129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N129-ФЗ), предшествует предусмотренная пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N129-ФЗ процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от
6 декабря 2011 г. N 26-П, в определениях от 17 января 2012 г. N 143-О-О и от
17 июня 2013 г. N 994-О, такое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. Межрайонная ИФНС N 5 по Волгоградской области за государственным регистрационным N N "... " внесены сведения о создании ООО " "... "", учредителем является Прокофьев М.В.
Межрайонной ИФНС России N5 по Волгоградской области произведена проверка достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО " "... "": N "... ", в ходе которой проведен осмотр территории ООО " "... "" и установлено отсутствие организации по адресу (месту нахождения), о чем составлен акт обследования адреса места нахождения налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно названному акту, проведенному в отсутствие уполномоченных лиц ООО " "... "", по данному адресу находится огороженная территория на которой расположено два административных здания, ангарная постройка и гаражный бокс. При проведении осмотра установлено, что ООО " "... "" по данному адресу не находится, договоры аренды не заключены.
ДД.ММ.ГГГГ г. ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в адрес юридического лица ООО " "... "" заказной корреспонденцией было направлено уведомление с требованием о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе ООО " "... "".
Уведомления получены не были и возвращены с пометкой "Неудачная попытка вручения".
В связи с неисполнением юридическим лицом ООО " "... " обязанности по предоставлению в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о достоверности сведений, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ г. в внесена запись с государственным регистрационным номером N "... " о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в части адреса места нахождения юридического лица ООО " "... "".
ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда принято решение N N "... " от ДД.ММ.ГГГГ г. о предстоящем исключении ООО " "... "" из ЕГРЮЛ, в отношении которого внесена запись о недостоверности. Основанием для принятия решения о предстоящем исключении послужило невыполнение юридическим лицом предусмотренной пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, обязанности по сообщению достоверных сведений в части адреса места нахождения юридического лица.
ДД.ММ.ГГГГ г. в журнале "Вестник государственной регистрации" под N 51 (767) опубликовано решение о предстоящем исключении ООО " "... "". Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, указан адрес, по которому могут быть направлены заявления.
Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ г. внесена запись об исключении ООО " "... "" из ЕГРЮЛ на основании пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ.
Из показаний свидетеля А,, допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции следует, что он замещает должность старшего государственного налогового инспектора отдела учета работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС N 5 по Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время. На момент составления акта обследования ДД.ММ.ГГГГ г. состоял в должности "... " Межрайонной ИФНС N 5 по Волгоградской области. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ. выходил по адресу ООО " "... "", "адрес". По указанному адресу большая территория, имеется три въезда на территорию, на территории располагалось несколько административных зданий. В ходе опроса рабочих установили, что ООО " "... "" по указанному адресу не располагается. После направили указанный акт в регистрирующий орган для принятия соответствующего решения.
В основу выводов суда об удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции положен вывод о формальном соблюдении налоговым органом процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Так, из акта обследования следует, что налоговым инспектором осуществлен осмотр внешней стороны территории по адресу: "адрес". При этом на указанной территории находится несколько административных зданий, что подтвердил свидетель в ходе судебного заседания. Доказательств того, что при проведении проверки были предприняты меры по осмотру зданий и помещений внутри, проведены опросы собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении ООО " "... "" по юридическому адресу, каких-либо мер по установлению собственников помещений по данному адресу, налоговым органом не представлено. Фото-, видеоматериал также административным ответчиком не представлен.
Фактическое осуществление ООО " "... "" хозяйственной деятельности подтверждается представленными в материалы дела налоговыми декларациями, доказательствами сдачи отчетности.
Кроме того, из объяснений административного истца Прокофьева М.В. в суде первой инстанции следует, что ООО " "... "" фактически не прекращало своей деятельности. ООО " "... "" осуществляло защиту своих прав и законных интересов путем участия в Арбитражном суде Волгоградской области в качестве ответчика по делу о банкротстве.
Таким образом, наличие таких признаков как недостоверность сведений в части адреса места нахождения юридического лица само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Фактические обстоятельства рассматриваемой ситуации и представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО " "... "" на момент его исключения из ЕГРЮЛ продолжало осуществление хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание, что государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N129-ФЗ), формальное соблюдение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда требований названного закона при внесении записи об исключении ООО " "... ""из ЕГРЮЛ при установленных по делу обстоятельствах не свидетельствует о законности оспариваемых действий, повлекших нарушение прав его учредителя Прокофьева М.В. на осуществление предпринимательской деятельности, являющегося административным истцом в рамках настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения, повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены решения суда оснований, оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 8 февраля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.