Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Житникова Ю.В, Романова В.С, при секретаре Реве Д.А, с участием представителя ответчика Батова В.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-10/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2021 г, которым частично удовлетворён иск командира войсковой части "данные изъяты" к бывшему военнослужащему этой воинской части "данные изъяты" Транкину Антону Дмитриевичу о взыскании денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, объяснения представителя ответчика Батова В.Е. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части "данные изъяты" обратился в суд с иском к Транкину А.Д, уволенному с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), то есть в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, о взыскании в доход федерального бюджета 702 541, 67 руб. в счёт возмещения денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения с 1 августа 2014 г. по 21 июня 2019 г. в Федеральном государственном казённом военном образовательном учреждении высшего образования "данные изъяты" Министерства обороны Российской Федерации (далее - академия).
Решением гарнизонного военного суда иск командира войсковой части "данные изъяты" удовлетворён частично.
Суд взыскал с Транкина А.Д. в доход федерального бюджета в пользу войсковой части "данные изъяты" денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку в сумме 651 958, 67 руб. путём их перечисления на счёт федерального казённого учреждения "данные изъяты"
В удовлетворении иска командира войсковой части "данные изъяты" в большем размере судом отказано.
Кроме того, судом с ответчика в доход бюджета г. Москвы взыскано 9 179, 59 руб. в счёт возмещения государственной пошлины, от уплаты которой освобождён истец.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Транкин А.Д, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе командиру войсковой части "данные изъяты" в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в 2015 году им был подписан контракт о прохождении военной службы, в котором не содержалась запись о размере денежных средств, подлежащих возмещению. Расчёт фиксированного значения таких средств был утверждён лишь в 2016 году и впоследствии внесён в контракт о прохождении военной службы. Подписанное им 20 декабря 2018 г. обязательство о возмещении указанных денежных средств не предусмотрено законом и не носит обязательный характер. В связи с этим, контракт о прохождении военной службы заключён с ним с нарушением требований закона.
Истцом в суд не представлено сведений о расчёте суммы денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку в размере 168 610 руб. в год. Судом не удовлетворено его ходатайство о проверке такого расчёта.
В жалобе обращается внимание на неправильность применения академией формулы при расчёте фиксированного значения денежных средств, подлежащих возмещению, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты" "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402", поскольку данный приказ Министра обороны Российской Федерации официально не опубликован и применению не подлежит.
Обстоятельства незаконности заключения с ним контракта о прохождении военной службы в 2015 году установлены вступившим в законную силу решением Казанского гарнизонного военного суда от 28 июня 2018 г. по аналогичному делу. Этим судебным постановлением установлен факт раздачи курсантам академии бланков контрактов о прохождении военной службы без указания в нём размера денежных средств, подлежащих возмещению в случае, указанном в пункте 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на Обзор судебной практики рассмотрения военными судами дел о возмещении средств, затраченных на военную и специальную подготовку, гражданами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2015 г, указывает, что командир войсковой части "данные изъяты" в силу требований статьи 48 ГК РФ является ненадлежащим истцом.
Транкин А.Д. также считает, что в связи с отсутствием у командира воинской части права на обращение в суд с иском к нему, им в ходе судебного разбирательства было заявлено ходатайство о прекращении гражданского дела. Однако данное ходатайство не было судом разрешено в порядке, предусмотренном статьями 224-227 ГПК РФ.
На апелляционную жалобу ответчика представителем начальника академии "данные изъяты" поданы письменные возражения, в которых без приведения конкретных доводов она просит оставить решение гарнизонного военного суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия исходит из следующего.
По делу установлено, что Транкин А.Д. с 1 августа 2014 г. зачислен на первый курс в академию и назначен на воинскую должность "данные изъяты"
1 октября 2015 г. начальником академии с Транкиным А.Д. заключён контракт о прохождении военной службы на период обучения и на 5 лет военной службы после окончания училища.
При заключении контракта о прохождении военной службы ответчик добровольно взял на себя обязательство в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 168 610 руб. за каждый год обучения.
Согласно обязательству о возмещении денежных средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, и листу беседы от 20 декабря 2018 г, ответчик дал обязательство по возмещению указанных денежных средств в размере 168 610 руб. за каждый год обучения, в случае увольнения с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, в том числе по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта).
В примечании к обязательству Транкина А.Д. указано, что приведённая сумма рассчитана в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты" "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402".
Приказами Министра обороны Российской Федерации от "данные изъяты" и начальника академии от "данные изъяты" Транкину А.Д. после окончания обучения в академии присвоено первое воинское звания "данные изъяты", он назначен на соответствующую воинскую должность в войсковую часть "данные изъяты" и исключён из списков личного состава академии с 23 июля 2019 г.
На основании приказа командира войсковой части "данные изъяты" Транкин А.Д. с 25 июля 2019 г. включён в списки личного состава воинской части и полагался вступившим в исполнение должностных обязанностей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты" Транкин А.Д. уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта), а приказом командира войсковой части "данные изъяты" - исключён из списков личного состава войсковой части с 29 июня 2020 г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Таким образом, приведённая правовая норма прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, в том числе по нежеланию учиться, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Согласно Приложению N 1 к пункту 1 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), и приложения N 1 к нему условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракты о прохождении военной службы для граждан, обучающихся в военно-учебных заведениях.
Пунктами 7 и 7.1. статьи 4 Положения определено, что контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдаётся военнослужащему.
При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Во исполнение предписаний Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629, от 15 октября 2014 г. N 1054) утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - Методика).
В силу пунктов 2, 4, 6 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведённых военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований. В состав названных расходов включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки; на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований; на содержание преподавателей, которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов, учебных дисциплин, разработанных с учётом квалификационных требований, а также методики расчёта стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военных образовательных организаций.
Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле: ФЗ = (Р + Р + Р)/ШЧ, где: ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. рублей в год; Р2 - стоимость расхода материальных запасов, тыс. рублей в год; Р3- расходы на содержание преподавателей, тыс. рублей в год; ШЧ - штатная численность переменного состава военно-учебного заведения, человек.
Согласно пункту 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств, которое устанавливается для граждан, отчисленных из военных образовательных организаций за нежелание учиться, в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО/12), где ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военной образовательной организации, тысяч рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тысяч рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военной образовательной организации; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военную образовательную организацию (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2008 г. N 434 утверждены Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
Содержащаяся в утвержденных этим приказом Методиках формула (пункт 23), в соответствии с которой истец произвёл расчёт фиксированного значения подлежащих возмещению средств, вопреки мнению ответчика в апелляционной жалобе, математически не противоречит формуле, приведенной в Методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402, лишь конкретизируя используемые в формуле параметры.
В соответствии с представленным истцом расчётом размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика за 4 года 10 месяцев обучения в академии, исходя из размера фиксированного значения суммы, установленного контрактом, составил 702 541, 67 руб.
Проверив указанный расчёт, судом первой инстанции с учётом общей продолжительности военной службы ответчика со дня окончания обучения в академии произведён верный расчёт текущего значения суммы подлежащих возмещению им денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, который составил 651 958, 67 руб.
Расчёт суда первой инстанции соответствует приведённым нормативным правовым актам и произведён с учётом фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, рассчитанного Министерством обороны Российской Федерации, включённого в контракт.
В связи с этим иск командира войсковой части 19972 судом правомерно удовлетворён частично на указанную сумму.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что при подписании контракта о прохождении военной службы ему не был известен размер денежных средств, подлежащих возмещению, является беспредметным и опровергается контрактом о прохождении военной службы, заключенным Транкиным А.Д. и начальником академии 1 октябре 2015 г, а также его обязательством с приложениями к нему от 20 декабря 2018 г, в которых он дал обязательство по возмещению приведённых денежных средств исходя из 168 610 руб. за каждый год обучения. Данных о том, что контракт о прохождении военной службы и обязательство не соответствуют действительности либо противоречат закону, в материалах дела не имеется.
Несостоятельна ссылка ответчика в апелляционной жалобе на вступившее в законную силу решение Казанского гарнизонного военного суда от 28 июня 2018 г. по конкретному административному делу, поскольку этим судебным постановлением установлены обстоятельства, отличные от обстоятельств и не имеющие какого-либо значения по настоящему гражданскому делу.
Поскольку увольнение Транкина А.Д. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы от 1 октября 2015 г. и его исключение из списков личного состава воинской части произведено из войсковой части "данные изъяты" то командир этой воинской части, вопреки выводу мнению ответчика в апелляционной жалобе, правомерно обратился в суд с иском к нему о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, в порядке, установленном частью 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", с перечислением этих денежных средств на лицевой счёт федерального казённого учреждения "данные изъяты", то есть финансового органа, с которым воинской частью заключён договор на финансовое обслуживание.
В вязи с этим ссылка ответчика на отсутствие у командира войсковой части "данные изъяты" на основании статьи 48 ГК РФ полномочий на обращение в суд с иском, является необоснованной.
В силу того, что командир войсковой части "данные изъяты" является надлежащим истцом по делу, то оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о прекращении гражданского дела у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки мнению ответчика в дополнении к апелляционной жалобе, его ходатайство судом разрешено при вынесении решения, в котором привёл мотивы отсутствия оснований для его удовлетворения.
Положения статей 224-227 ГПК РФ, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, не предусматривают вынесение отдельного определения по указанному ходатайству.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2021 г. по иску командира войсковой части "данные изъяты" к Транкину Антону Дмитриевичу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.