Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-77/10479/2021 по апелляционной жалобе ответчика - управляющего Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) на решение 26 гарнизонного военного суда от 3 февраля 2021 г, которым удовлетворён иск Сапарбаева Абдикамала Абдижалиевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства России" (далее - ЦМСЧ N 1), Отделу здравоохранения города "адрес" и ОПФР по "адрес" об уплате страховых взносов и назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Сапарбаеву отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, на основании его заявления от 23 октября 2019 г. в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа в связи с работой с тяжелыми условиями труда. При этом пенсионный орган не включил в стаж периоды работы истца на должности врача-рентгенолога с 8 января 1998 г. по 24 марта 2007 г, с 12 апреля по 31 декабря 2007 г, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2011 г. и с 8 января 2018 г. по 6 августа 2019 г. в связи с отменой в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий, отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан, непредоставлением работодателем сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда и неперечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также в связи с нахождением истца в отпуске без сохранения заработной платы и на курсах повышения квалификации.
Полагая свои права нарушенными, Сапарбаев обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости досрочно как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, в связи с невключением в специальный стаж периодов работы на должностях рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном лечебно-профилактическом учреждении "Городская больница" "адрес" (далее - ГЛПУ "Горбольница"), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦМСЧ N и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Коммунальном государственном предприятии на праве хозяйственного ведения "Многопрофильная больница "адрес"", обязать ОПФР по "адрес" включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, а также возложить на Отдел здравоохранения "адрес" обязанность уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период работы с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ на должности рентгенолога в ГЛПУ "Городская больница" "адрес" и направить в ОПФР по "адрес" соответствующие сведения индивидуального персонифицированного учёта.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд признал незаконным решение ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Сапарбаеву в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с незачётом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, периодов работы в должности врача-рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в ГЛПУ "Горбольница", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦМСЧ N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГП ПХВ "Многопрофильная больница "адрес"", обязал ОПФР по "адрес" включить истцу в специальный стаж указанные периоды и назначить ему досрочную пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, а Отдел здравоохранения "адрес" - уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Сапарбаева за период работы с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-рентгенолога в ГЛПУ "Горбольница" и направить в ОПФР по "адрес" сведения индивидуального персонифицированного учёта.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что на момент обращения Сапарбаева в пенсионный орган его страховой и специальный стаж составляли соответственно 18 лет 6 мес. 27 дн. и 3 г. 9 мес. 4 дн. вместо необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости 20 лет страхового и 10 лет специального стажа. Стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается сведениями из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Вместе с тем в трудовой книжке истца и в выписке из лицевого счёта застрахованного лица имелись расхождения, в частности, период работы Сапарбаева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, запись о котором имеется в трудовой книжке, в выписке из лицевого счёта не отражён, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данных персонифицированного учёта указан без кода особых условий труда. С целью уточнения сведений пенсионным органом был направлен запрос в ЦМСЧ N, ответ на который был представлен названным учреждением только в ходе судебного разбирательства. Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения ОПФР по "адрес" не располагал необходимой информацией, позволявшей включить период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.
Обращает внимание на то, что согласно справке, уточняющей характер работы и условия труда, Сапарбаев ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ и с 7 по ДД.ММ.ГГГГ находился в отпуске без сохранения заработной платы, а с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ - на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Указанные периоды в силу положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, по определённым специальности, профессии (должности) или в определённых условиях труда, аналогичные периоды работы, приобретённые по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты такой отмены. Поскольку указанный институт досрочных пенсий в Республике Казахстан отменён с 1 января 1998 г, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были зачтены в специальный стаж истца.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно копиям удостоверения личности и адресной справки, Сапарбаев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Казахстан и проживает в "адрес".
Двадцать третьего октября 2019 г. истец обратилась в ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда. Однако решением ОПФР по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что на момент обращения в пенсионный орган его страховой стаж составлял 18 лет 06 мес. 27 дн, а специальный стаж, дающий право на досрочное назначение старховой пенсии по старости - 03 г. 09 мес. 04 дн.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж истца следующие периоды работы на должности врача-рентгенолога:
- в Кызылординском областном медицинском центре (областная больница) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ввиду отмены в Республике Казахстан с 1 января 1998 г..института досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда и отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан, - в ГЛПУ "Горбольница" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением работодателем сведений персонифицированного учёта и неперечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, - в ЦМСЧ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, с 13 по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы, с 14 марта по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы, с 4 июня по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением на курсах повышения квалификации и непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, с 29 октября по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, с 7 по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы и с 9 ноября по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с
непредоставлением сведений персонифицированного учёта об особых условиях труда в Пенсионный фонд РФ, - в КГП ПХВ "Областной медицинский центр" управления здравоохранения "адрес" (в последующем КГП ПХВ "Областная многофункциональная больница" управления здравоохранения "адрес" и КГП ПХВ "Многопрофильная больница "адрес"") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьями 1, 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации, и отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий в связи с работой с вредными условиями труда сама по себе не может служить основанием для отказа Сапарбаеву во включении спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, если истец отвечает соответствующим условиям её назначения.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 1 января 2015 г.), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно, если они имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу пункта 1 части 1 и частей 2-4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1).
В соответствии с разделом XIX Списка N 1 работа врача-рентгенолога, а также врача, постоянно занятого в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах в учреждениях здравоохранения (код 12300000-20426), даёт право на льготное пенсионное обеспечение.
В силу части 1 статьи 11 и части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4, 5, 10, 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, при подсчёте страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Кроме того, в силу подпункта "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях", необходимы, в том числе документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (т. 1, л.д. 225-229), Сапарбаев зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 3 мая 2012 г.
Таким образом, спорные периоды, которые приходятся на время до регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, в силу приведённых норм должны быть подтверждены на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период или трудовой книжки, а периоды работы, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) также на основании сведений об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Казахстан - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Из копии трудовой книжки Сапарбаева следует, что он работал врачом-рентгенологом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кызылординском областном медицинском центре (областная больница), с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в ГЛПУ "Горбольница", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦМСЧ N и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГП ПХВ "Областной медицинский центр" управления здравоохранения "адрес" (в последующем КГП ПХВ "Областная многофункциональная больница" управления здравоохранения "адрес" и КГП ПХВ "Многопрофильная больница "адрес"").
Работа истца врачом-рентгенологом в указанных учреждениях здравоохранения также подтверждается копиями архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 138-139), от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 182-184), и копией справки, уточняющей характер работы и условия труда (т. 2, л.д. 140-141).
Согласно выписке по поступлению и движению денежных средств, представленной НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (т. 1, л.д. 184-224), в периоды с 1998 года по 2007 год и с 2016 по 2019 год в пользу истца перечислены страховые взносы на государственное пенсионное обеспечение в пенсионные органы Республики Казахстан.
Из сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (т. 1, л.д. 105-127) и выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица по состоянию на декабрь 2020 г. (т. 1, л.д. 225-229) также усматривается, что за период с 2008 по 2015 годы в пользу Сапарбаева уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, за исключением периодов с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ, с 7 по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы и с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ - в связи с нахождением на курсах повышения квалификации.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что статьями 8, 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учёта) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов.
Таким образом, сведения из трудовой книжки, архивных справок и о перечислении страховых взносов в их совокупности подтверждают факт работы Сапарбаева на должности врача-рентгенолога в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком N 1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность включить названные периоды в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости досрочно в полном объёме, суд не учёл, что в указанные периоды у Сапарбаева имелись отвлечения от работы, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения страховой пенсии досрочно.
Так, из копии справки уточняющей характер работы или условия труда от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 140-141) усматривается, что в периоды с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ и с 7 по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила), которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
В этой связи решение суда первой инстанции в части возложения на ОПФР по "адрес" обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, периодов работы в должности врача-рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с неправильным применением норм материального права подлежит изменению путём исключения из них периодов нахождения Сапарбаева в отпусках без сохранения заработной платы - с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ и с 7 по ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что при подсчёте страхового стажа истца и его стажа на работах с вредными условиями труда (т. 2, л.д. 113, 146), которые составили соответственно 21 год 07 мес. 15 дн. и 19 лет 01 мес. 12 дн, упомянутые периоды нахождения Сапарбаева в отпусках без сохранения заработной платы не учитывались.
Поэтому вывод суда о наличии у истца необходимого страхового и специального стажа для назначения страховой пенсии по старости досрочно как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, является правильным, а решение в этой части законным и обоснованным.
Что касается периода нахождения Сапарбаева на курсах повышения квалификации с 16 сентября по 28 октября 2011 г, то судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно статье 187 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент направления Сапарбаева на курсы повышения квалификации) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (т. 1, л.д. 108) и выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (т. 1, л.д. 227) усматривается, что периоды прохождения курсов повышения квалификации имели место при осуществлении истцом трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в указанные периоды за ним сохранялась средняя заработная плата.
При таких данных, вопреки доводам апелляционной жалобы, периоды нахождения Сапарбаева на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен был производить отчисление страховых взносов, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
На основании изложенного и, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 3 февраля 2021 г. по иску Сапарбаева Абдикамала Абдижалиевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N Федерального медико-биологического агентства России", Отделу здравоохранения "адрес" и Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, периодов работы в должности врача-рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с неправильным применением норм материального права изменить, изложив абзацы второй и третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Сапарбаеву А.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с незачётом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, периодов работы в должности врача-рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ и с 7 по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" включить Сапарбаеву А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, периоды работы в должности врача-рентгенолога: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном лечебно-профилактическомо учреждении "Городская больница" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ и с 7 по ДД.ММ.ГГГГ) в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N Федерального медико-биологического агентства России" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Коммунальном государственном предприятии на праве хозяйственного ведения "Многопрофильная больница "адрес"".
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.