Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, представителя истца Счастливой Л.В, ответчика Марченко Э.Н. и её представителя Овчинниковой Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-103/11133/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 27 января 2021 г, которым частично удовлетворено исковое заявление директора Государственного унитарного предприятия "Центральный универсальный рынок" (далее - ГУП "Центральный универсальный рынок") к Марченко Элеоноре Николаевне о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, объяснения ответчика и её представителя в обоснование апелляционной жалобы и представителя истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, на основании постановления главы администрации города Байконур и разрешения администрации города ГУП "Центральный универсальный рынок" предоставлено право временного безвозмездного землепользования на земельный участок, распложенный по адресу: "данные изъяты" под центральный универсальный рынок, а также право организации розничного рынка. В соответствии с действующим законодательством истец предоставляет торговые места юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам по договорам о предоставлении торговых мест, предусматривающим обязанность стороны, которой предоставляется торговое место, вносить плату за пользование им. При заключении договоров ГУП "Центральный универсальный рынок" руководствуется общими положениями об аренде в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
На указанном земельном участке, на торговом месте, находится объект недвижимости в виде павильона "данные изъяты", принадлежащий на праве собственности Марченко, которая в период с 11 октября 2005 г. по 20 декабря 2018 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В период с 1 января по 19 июня 2020 г. и с 11 ноября по 31 декабря 2020 г. торговое место на основании договоров было представлено Обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты", которое в указанный период вносило плату за пользование торговым местом. В свою очередь ответчик на основании договоров аренды передавала "данные изъяты" во временное пользование находящееся у неё в собственности нежилое помещение.
В иске директор ГУП "Центральный универсальный рынок" просил взыскать с ответчика 35 062 руб. в качестве оплаты задолженности за пользование торговым местом за период с 20 июня по 10 ноября 2020 г, а также возместить судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 1 265 руб.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд взыскал с Марченко в пользу ГУП "Центральный универсальный рынок" задолженность по оплате за пользование торговым местом в размере 35 062 руб. и государственную пошлину в размере 1 251, 86 руб, отказав в удовлетворении иска в части взыскания государственной пошлины в размере 13 руб. 14 коп.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что постановлением главы администрации города Байконур от 2 июля 1999 г. земельный участок под павильоном был изъят у ГУП "Центральный универсальный рынок" и передан индивидуальному предпринимателю "данные изъяты" предыдущему владельцу магазина, под строительство павильона. В этом же году павильон был построен, оборудован и выдано разрешение на его эксплуатацию. Павильон является объектом недвижимости, принадлежащим ей на праве собственности. Таким образом, ГУП "Центральный универсальный рынок" не оборудовал земельный участок под торговое место и не имеет право делать этого без её согласия.
Отмечает, что обстоятельства, связанные с тем, каким образом земля под её объектом недвижимости оказалась в распоряжении истца, и с её правом на земельный участок, в настоящее время являются предметом спора в судебном порядке по другому делу.
Вопреки пояснениям специалистов в суде, она несколько раз обращалась в администрацию города с просьбой о предоставлении права землепользования на участки земли, занятые объектами недвижимости, принадлежащими ей. Несмотря на это, администрация передала землю в пользование ГУП "Центральный универсальный рынок", что, по мнению ответчика, не соответствует требованиям Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке использования земельных участков комплекса "Байконур", переданного в аренду Российской Федерации, и статьи 52 Земельного кодекса Республики Казахстан.
Полагает необоснованным требование истца о принудительном заключении с ней договора пользования, поскольку такой обязанности у неё нет и согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Считает безосновательным требование истца об оплате задолженности, поскольку договор о пользовании торговым местом или складским помещением она не заключала, торговое место не использовала и индивидуальным предпринимателем не является. Вопреки утверждению истца, ГУП "Центральный универсальный рынок" предложил ей не заключить договор на предоставление торгового места под размещение объектов, а взять во временное пользование павильон, который является её собственностью. Однако судом данные обстоятельства во внимание не приняты.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно Договору аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. арендодатель сдаёт, а арендатор принимает в аренду комплекс "Байконур". К объектам космодрома "Байконур" относятся технические, стартовые, посадочный и измерительный комплексы, объекты поисково-спасательной службы, хранилища, заправочно-нейтрализационные станции, сооружения, жилые, административные здания и служебные помещения, объекты социальной сферы, иные элементы этих комплексов и служб, а также другие объекты с соответствующим имуществом, земельными участками и необходимыми санитарно-защитными зонами, включая земельные участки, отведённые под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенные на территории Республики Казахстан. Обеспечивающие объекты комплекса "Байконур" - это объекты систем связи, теле- и радиовещания, тепло-, водо-, энерго-, газоснабжения и канализации, шоссейные и железные дороги, инженерные сети, автотранспорт, подвижной железнодорожный состав, аэродром, авиационная и аэродромная техника, а также другие объекты, создающие необходимые условия для функционирования космодрома "Байконур" и города Ленинска с соответствующим имуществом, земельными участками и необходимыми санитарно-защитными зонами.
В соответствии с Соглашением между Российской Федерации и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. все земли в пределах городской черты находятся в ведении администрации города при соблюдении права собственности на землю. Конкретное использование земель, отнесённых к той или иной категории, осуществляется в соответствии с генеральным планом города Байконур. Для отдельных участков городских земель может устанавливаться особый режим использования.
В пользовании городской администрации находятся земельные участки с объектами, переданными по актам приёма-передачи.
Городская администрация принимает решения по вопросам предоставления в пользование и изъятия земельных участков, выделенных в пользование городу.
Доходы городского бюджета состоят, в том числе из арендной платы за сданные в субаренду здания, сооружения, иное имущество, находящееся в пользовании и владении городской администрации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 224 "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке использования земельных участков комплекса "Байконур", переданного в аренду российской федерации" оно определяет порядок использования земельных участков, предоставленных Российской Федерации на условиях аренды под комплекс "Байконур" на территории Республики Казахстан, включая территорию г. Байконур и космодрома Байконур (в том числе участки земли, отведённые под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, в дальнейшем именуемые районами падения), и порядок выполнения Российской Стороной мероприятий по ликвидации последствий своей деятельности на этих земельных участках.
Регулирование земельных отношений на территории комплекса "Байконур" осуществляется в соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. и законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Соглашением.
Регулирование земельных отношений во всех случаях, не связанных с целевым использованием земельных участков, предоставленных Российской Федерации на условиях аренды, осуществляется областными комитетами по земельным отношениям и землеустройству Республики Казахстан по согласованию с начальником космодрома Байконур.
Ведение земельного кадастра и мониторинга земель комплекса "Байконур" (кроме районов падения), а также постоянный контроль за целевым использованием земель осуществляет землеустроительная служба администрации г. Байконура, а районов падения - соответствующие областные комитеты по земельным отношениям и землеустройству Республики Казахстан совместно с землеустроительной службой администрации г. Байконура.
Государственный контроль за использованием земельных участков комплекса "Байконур" осуществляют Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству и его территориальные органы на местах в присутствии уполномоченных представителей Российской Стороны.
Из материалов дела усматривается (т. 1, л.д. 70), что в соответствии с упомянутыми международными актами и Порядком предоставления права землепользования на земельный участок в черте города Байконур, утверждённым постановлением главы администрации города Байконур от 28 мая 2013 г. "данные изъяты", постановлением того же должностного лица от 11 июля 2018 г. "данные изъяты" ГУП "Центральный универсальный рынок" предоставлено право временного безвозмездного землепользования на земельный участок "данные изъяты" под центральный универсальный рынок.
Этим же постановлением главы администрации директору ГУП "Центральный универсальный рынок" предписано обеспечить использование земельного участка по целевому назначению с соблюдением противопожарных, санитарных, экологических и иных норм и правил, действующих в отношении вида использования земельного участка.
В этой связи 13 июля 2018 г. между Управлением по имущественным и земельным отношениям Российской Федерации администрации города Байконур и ГУП "Центральный универсальный рынок" заключён договор "данные изъяты" временного безвозмездного пользования земельным участком (т. 1, л.д. 76-79), согласно которому землепользователь обязан: не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик указанного земельного участка (загрязнение, захламление и т.д.); соблюдать при его использовании требования санитарно-гигиенических и иных правил и норм, действующих в отношении вида деятельности землепользования; обеспечить благоустройство участка в соответствии с установленными нормами и правилами; заключить соответствующий договор с организацией, оказывающей услуги по сбору и вывозу бытовых отходов.
Так же, согласно материалам дела (т. 1, л.д. 183-189), администрацией города Байконур ГУП "Центральный универсальный рынок" выдано разрешение на право организации розничного рынка.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (статья 1).
В соответствии со статьёй 3 названного Федерального закона под управляющей рынком компанией понимается юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учёте в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ.
Этой же нормой закона предусмотрено понятие торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.
Согласно частям 1, 2, 6 статьи 15 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.
Реестр договоров о предоставлении торговых мест формируется и ведётся управляющей рынком компанией (часть 1 статьи 19).
Термины и определения основных понятий в области торговли установлены также "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утверждён Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 28 августа 2013 г. N 582-ст).
Согласно пунктам 14, 31 и 62 ГОСТ Р 51303-2013 под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи с/без использованием(я) торгового объекта, находящееся под управлением одного лица или используемое одним лицом или под одним коммерческим обозначением, или иным средством индивидуализации.
Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. По типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты.
Торговый павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса.
Понятие торговый объект раскрывается также в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Как следует из Устава ГУП "Центральный универсальный рынок" (т. 1, л.д. 8-15), предприятие является юридическим лицом. Функции и полномочия учредителя предприятия осуществляет администрация города Байконур.
Предприятие создано, в том числе в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Для достижения уставных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке предоставление физическим, юридическим лицам торговых мест и торговых площадей на территории рынка для реализации товаров народного потребления, продуктов питания и услуг.
Предприятие обязано своевременно и в полном объёме перечислять в бюджет города Байконур часть прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, которые определяются постановлением главы администрации города Байконур о бюджете города на текущий финансовый год.
В соответствии с Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду торговых мест и торговой площади ГУП "Центральный универсальный рынок", утверждённым директором предприятия 29 декабря 2017 г. (т. 1, л.д. 190-194), за счёт арендной платы возмещаются амортизационные отчисления, налоги, сборы, другие обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет арендодателями торговых мест в соответствии с законодательством, затраты, связанные с содержанием и функционированием торгового объекта.
Помимо арендной платы арендаторы торговых мест обязаны оплачивать услуги по водоснабжению, канализации, энергоснабжению, по вывозу и обезвреживанию твёрдых бытовых отходов по тарифам, установленным в соответствии с законодательством, на основании фактических затрат согласно договорам, заключённым арендодателем со сторонними организациями на оказание названных услуг.
На основании Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" постановлением главы администрации города Байконур от 10 апреля 2018 г. N 117 "О розничных рынках на территории города Байконур" утверждены Порядок заключения договоров о предоставлении торгового места на розничных рынках города Байконур (далее - Порядок), типовая форма договора о предоставлении торгового места и Порядок формирования и ведения реестра розничных рынков города Байконур (т. 2, л.д. 17, 49-56).
Согласно Порядку торговые места на рынке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) (заявитель) по договорам о предоставлении торговых мест в соответствии со схемой, разрабатываемой и утверждаемой управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Заключение договора носит заявительный характер: заявитель обращается в управляющую рынком компанию путём предоставления соответствующих документов. Цена за предоставление торговых мест определяется в соответствии с прейскурантом, утверждённым управляющей компанией и согласованным с Управлением экономического развития администрации города Байконур.
Согласно типовой форме договора о предоставлении торгового места он предусматривает обязанность заявителя вносить плату за пользование торговым местом.
Как следует из схемы размещения торговых мест, утверждённой управляющей рынком компанией и согласованной с соответствующими органами г. Байконур (т. 1, л.д. 85-86, т. 2, л.д. 16), одно из торговых мест на рынке со стороны "данные изъяты".
Из объяснений сторон, копии договора купли-продажи от 3 декабря 2002 г. (т. 1, л.д. 138-139), справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (т. 1, л.д. 148-150), справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества (т. 2, л.д. 58-68) усматривается, что в 2002 году Марченко приобрела у "данные изъяты" торговый магазин без земельного участка по адресу: "данные изъяты" входа в центральный универсальный рынок. Право собственности ответчика на объект недвижимости, имеющий целевое назначение магазин, "данные изъяты"
Из материалов дела также видно (т. 1, л.д. 195-202, 204-211, 213-220, т. 2, л.д. 21-26), что с 1 января 2020 г. ГУП "Центральный универсальный рынок" на основании соответствующих договоров предоставило торговое место, "данные изъяты", и складское помещение, "данные изъяты", во временное пользование "данные изъяты"". Однако 19 июня 2020 г. договор согласно предусмотренным им условиям был расторгнут "данные изъяты" в одностороннем порядке, а 11 ноября 2020 г. ГУП "Центральный универсальный рынок" вновь заключил договоры о предоставлении "данные изъяты"" во временное пользование торгового места, "данные изъяты", и о предоставлении складского помещения, "данные изъяты"
В свою очередь Марченко в указанный период на основании договоров аренды передавала "данные изъяты" во временное пользование находящееся у неё в собственности нежилое помещение.
В соответствии с договором о предоставлении торгового места "данные изъяты" в период с 1 января по 19 июня и с 11 ноября по 31 декабря 2020 г. вносило плату за пользование торговым местом.
Таким образом, установлено, что в период с 20 июня по 10 ноября 2020 г. получение истцом платы за пользование торговым местом, за счёт которой возмещаются налоги, сборы, другие обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в соответствии с законодательством, затраты, связанные с содержанием и функционированием торгового объекта - розничного рынка, не могло быть обеспечено за счёт лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров на торговом месте с использованием "данные изъяты".
Вместе с тем в указанный период спорное торговое место фактически находилось в пользовании Марченко, поскольку на нём расположен торговый объект, принадлежащий ей на праве собственности. При этом земельный участок, на котором находится данное торговое место, не передан ответчику на праве землепользования или в собственность. С просьбой о заключении договора о предоставлении торгового места Марченко не обращалась.
В соответствии со статьёй 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
При таких данных ГУП "Центральный универсальный рынок" обоснованно обратился к Марченко с требованием возместить денежные средства за пользование торговым местом за период с 20 июня по 10 ноября 2020 г.
Как видно из материалов дела, расчёт суммы платежа за пользование торговым местом произведён истцом с учётом размера полезной площади павильона - "данные изъяты". метра и стоимости услуг за вывоз твёрдых бытовых отходов (т. 2, л.д. 9-14, 69).
Судебная коллегия учитывает, что Марченко указанный расчёт в суде первой инстанции не оспорила, соответствующих доводов в возражениях на исковое заявление не привела, ходатайства об истребовании доказательств, свидетельствующих о возможности внесения платы за торговое место в меньшем размере, не заявляла.
Таким образом, учитывая отсутствие должного опровержения со стороны ответчика, расчёт денежной суммы, подлежащий взысканию с Марченко, представленный истцом, в силу статьи 56 ГПК РФ является надлежащим доказательством, поскольку иных сведений в суды первой и апелляционной инстанций ответчиком не предоставлено.
Довод жалобы об изъятии у ГУП "Центральный универсальный рынок" земельного участка под павильоном и передаче его индивидуальному предпринимателю "данные изъяты" на основании постановления главы администрации города Байконур от 2 июля 1999 г. N "данные изъяты", является беспредметным, поскольку согласно копии названного постановления, земельный участок был предоставлен указанному лицу на год для строительства магазинов. Кроме того, согласно копии постановления главы администрации города Байконур от 17 декабря 1999 г. "данные изъяты", постановление от 2 июля 1999 г. N "данные изъяты" отменено.
Обстоятельства, связанные с обращениями ответчика по вопросу предоставления земельного участка, на котором находится павильон, в собственность, не могут быть приняты во внимание, поскольку к предмету судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу не относятся.
При таких данных решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 27 января 2021 г. по иску Государственного унитарного предприятия "Центральный универсальный рынок" к Марченко Элеоноре Николаевне оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.