Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-127/11525/2021 по апелляционной жалобе ответчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) на решение 26 гарнизонного военного суда от 24 февраля 2021 г, которым удовлетворён иск Досаева Сагындыка Жарылкасыновича к ОПФР по г. Байконур о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 4 июня 2020 г. N 5898/20 Досаеву отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в организациях для детей, на основании его заявления от 7 апреля 2020 г. в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17 мая 1988 г. по 14 июня 1990 г, из расчёта один день службы по призыву за два дня работы, и период работы истца на должности "данные изъяты" г. Байконур Республики Казахстан "данные изъяты" с 1 августа 2015 г. по 6 апреля 2020 г.
Полагая свои права нарушенными, Досаев обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 4 июня 2020 г. N 5898/20 об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости досрочно, обязать ответчика зачесть названные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ему пенсию досрочно.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд признал незаконным решение ОПФР по г. Байконур и обязал ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17 мая 1988 г. по 14 июня 1990 г, из расчёта один день службы по призыву за два дня работы, и период работы Досаева в школе N N на должности "данные изъяты" с 1 августа 2015 г. по 6 апреля 2020 г, а также возложил на ОПФР по г. Байконур обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 7 апреля 2020 г.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что, исходя из Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период прохождения истцом военной службы по призыву, данная служба засчитывалась в специальный педагогический стаж только в календарном исчислении.
Обращает внимание на то, что Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающий возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода военной службы, при условии, что военнослужащий проходил её на воинских должностях, связанных с опасностью для жизни и здоровья, а также устанавливающий льготный порядок исчисления выслуги при определении общего трудового, а не специального педагогического стажа, в период прохождения истцом военной службы не действовал.
Отмечает, что при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, по определённым специальности, профессии (должности) или в определённых условиях труда, аналогичные периоды работы, приобретённые по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий в связи осуществлением леченой деятельности был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты такой отмены. Поэтому период работы истца в школе N N с 1 августа 2015 г. по 6 апреля 2020 г. обоснованно не был зачтён в специальный стаж.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из копий удостоверения личности, адресной справки (л.д. 22) и выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 114-120) усматривается, что Досаев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Казахстан, проживает в г. Байконур и с 16 октября 2002 г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Седьмого апреля 2020 г. истец обратилась в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в организациях для детей. Однако решением ОПФР по Байконур от 4 июня 2020 г. N 5898/20 истцу отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что на момент обращения в пенсионный орган его специальный стаж составлял 18 лет 09 мес.
При этом пенсионный орган не включил в стаж истца, дающий прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения Досаевым военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17 мая 1988 г. по 14 июня 1990 г. из расчёта один день службы по призыву за два дня работы, поскольку служба не предусмотрены соответствующими списками работ и правил, с учётом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно, а также период работы истца на должности "данные изъяты" в школе N N с 1 августа 2015 г. по 6 апреля 2020 г. ввиду отмены в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за педагогическую деятельность и отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
В соответствии со статьями 1, 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации, и отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность сама по себе не может служить основанием для отказа Досаеву во включении периода работы с 1 августа 2015 г. по 6 апреля 2020 г. на должности "данные изъяты" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему такую деятельность, если истец отвечает соответствующим условиям её назначения.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку работа на должности " "данные изъяты"" засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждении "школы всех наименований".
Оценив имеющиеся в деле доказательства: копии трудовой книжки (л.д. 13-21, 39-42), справки, уточняющей характер работы и условия труда (л.д. 43-44, 65), выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 74-76) и, руководствуясь приведёнными нормами права, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Досаев с 1 августа 2015 г. по 6 апреля 2020 г. осуществлял педагогическую деятельность в должности и в учреждении "данные изъяты" работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вопреки позиции ответчика, из копии выписки по поступлению и движению денежных средств, представленной Некоммерческим акционерным обществом "данные изъяты" в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в Республике Казахстан, в период с сентября 2015 г. по апрель 2020 г. ГУ "данные изъяты" перечислял в АО "данные изъяты" страховые взносы в пользу Досаева.
При этом, несмотря на отсутствие перечислений в периоды с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 по 31 июля 2018 г. и с 1 по 31 июля 2019 г, что также явилось основанием для отказа в назначении Досаеву досрочной страховой пенсии по старости, в названном документе имеются сведения о перечислении взносов в большем размере в июне 2017 г, июне 2018 г. и июне 2019 г, что согласуется с характером деятельности истца и совпадает с периодом отпусков педагогических работников, предоставляемых, как правило, по окончании учебного года, в каникулярный летний период.
Кроме того, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части является законным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем включая в стаж, дающий право на досрочное назначение истцу страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы Досаева по призыву с 17 мая 1988 г. по 14 июня 1990 г. с учётом льготного исчисления, суд первой инстанции не учёл следующее обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооружённых Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утверждён Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчинённости учреждений (организаций).
Возможности зачёта работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведённых норм следует, что сохранение возможности зачёта лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в стаж работы по специальности службы в составе Вооружённых Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Между тем, из копии трудовой книжки истца и архивных справок от 6 февраля 2020 г. (л.д. 121-123) следует, что педагогическая деятельность Досаева началась в сентябре 1996 г, то есть до 1 января 1992 г. у истца отсутствовал педагогический стаж.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возможности включения периода службы Досаева в составе Вооружённых Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Следовательно, не может быть признан правомерным и вывод суда о возникновении у Досаева с учётом периода его службы в составе Вооружённых Сил СССР права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 7 апреля 2020 г, поскольку, как следует из расчёта стажа, произведённого пенсионным органом и принятого судом первой инстанции, специальный стаж истца по состоянию на указанную дату без учёта периода военной службы, засчитанного судом в льготном исчислении (04 г. 01 мес. 26 дн.), составил менее 25 лет (27 лет 07 мес. 05 дн. - 04 г. 01 мес. 26 дн.= 23 г. 05 мес. 09 дн.).
Таким образом, решение гарнизонного военного суда в части возложения на ответчика обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения истцом военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17 мая 1988 г. по 14 июня 1990 г, из расчёта один день службы за два дня работы, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 7 апреля 2020 г. в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене, а в удовлетворении требований истца по изложенным основаниям в данной части надлежит отказать.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328 и статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 24 февраля 2021 г. по иску Досаева Сагындыка Жарылкасыновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур в части возложения на ответчика обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения истцом военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17 мая 1988 г. по 14 июня 1990 г, из расчёта один день службы за два дня работы, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 7 апреля 2020 г. в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований Досаеву С.Ж. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.