Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, с участием помощника судьи Орловой М.С, представителя истца - Управления Федеральной службы "данные изъяты" Российской Федерации "адрес" (далее - Управление "данные изъяты") ФИО10 и ответчика Добровольского А.А. путём использования систем видеоконференц-связи, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-14/2021 по апелляционной жалобе указанного представителя истца на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 3 марта 2021 г, которым Управлению "данные изъяты" отказано в удовлетворении иска о привлечении к полной материальной ответственности военнослужащего указанного Управления подполковника Добровольского Александра Александровича.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, объяснения представителя истца ФИО11 в обоснование апелляционной жалобы и объяснения ответчика Добровольского А.А, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Управление "данные изъяты" через своего представителя ФИО12 обратилось в военный суд с исковым заявлением, в котором на основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" просило привлечь Добровольского А.А. к полной материальной ответственности и взыскать с него в пользу Управления 115 848 рублей в счёт возмещения материального ущерба.
В обоснование исковых требований истец, сославшись на результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления "данные изъяты", проведённой в период с 30 июля по 27 августа 2020 г. Управлением финансового контроля и аудита Федеральной службы "данные изъяты", а также административного расследования, проведённого в Управлении в период с 30 октября по 3 ноября 2020 г, указал, что Добровольский А.А, являясь "данные изъяты", не включив работы по замене торцевых и резиновых уплотнителей в условия государственного контракта от 22 июля 2019 г. N N на оказание услуг по техническому обслуживанию двух фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 в соответствии с их руководством по монтажу и эксплуатации, необоснованно инициировал заключение государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N N на оказание услуг по их ремонту. В связи с этим специалистами ООО "Насосные системы" были повторно проведены работы по подъёму и разборке фекальных насосов, замене торцевых уплотнителей, резиновых уплотнителей и масла, сборки, спуска и ввода в эксплуатацию, проверке кабельного ввода на герметичность и наличие перегибов и защемлений, выдачи сервисного отчёта, проверки потребляемой насосами мощности и коэффициента абсорбации.
По мнению истца, формальный подход ответчика к формированию технического задания к государственному контракту от 22 июля 2019 г. N N и не включение в него оказание всех услуг по техническому обслуживанию фекальных насосов, указанных в их руководстве по монтажу и эксплуатации, в том числе, находящихся в эксплуатации резиновых деталей обязательных к замене при проведении технического обслуживания, привёл к необходимости заключения государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N N и оплате исполнителю излишних 115 848 рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска Управления "данные изъяты" отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО13, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении иска Управления "данные изъяты".
В обоснование жалобы представитель истца, ссылаясь на пункт 2.1.7 Акта проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления "данные изъяты" от 27 августа 2020 г. и пункт 6 Акта проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления "данные изъяты", указывает, что поскольку согласно Руководству по монтажу и эксплуатации фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 замена в них резиновых уплотнителей являлась обязательной при проведении технического обслуживания в рамках исполнения ООО "Насосные системы" государственного контракта от 22 июля 2019 г. N N, то оснований для инициирования ответчиком заключения государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N 30 о предоставлении услуг по ремонту этих насосов не имелось.
Судом не дана оценка действиям Добровольского А.А. по некачественному принятию услуг по государственному контракту от 22 июля 2019 г. N N, выполненных исполнителем ООО "Насосные системы", а также доводам истца о том, что в соответствии с пунктом 11.1 Руководства по монтажу и эксплуатации насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 находившиеся в эксплуатации резиновые детали обязательно заменяются новыми.
Оставлено судом без внимания идентичность указанных государственных контрактов по оказанным услугам по проверке потребляемой насосами мощности, кабельного ввода на герметичность и наличие перегибов и защемлений, замене масла в насосах, что привело к их двойной оплате.
По мнению представителя истца к показаниям специалиста ООО "Насосные системы" ФИО15, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, следует относиться критически, поскольку он является заинтересованным лицом.
В жалобе обращается внимание на то, что диагностика насосов исполнителем была фактически произведена в рамках государственного контракта от 22 июля 2019 г. N N, а техническое обслуживание этого оборудования - государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N N.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя истца, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершённого ими правонарушения привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части, регулируются Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих").
В силу абзаца шестого статьи 2 и пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине прямой действительный ущерб при исполнении обязанностей военной службы, под которым понимается утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества, затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших от умышленных действий других военнослужащих, произведенные воинской частью, излишние денежные выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам, а также уплаченные воинской частью неустойки (штрафы, пени) и компенсации в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.
Перечень оснований привлечения военнослужащих к полной материальной ответственности определён статьёй 5 того же Федерального закона.
Согласно этой правовой норме военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов;
в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Содержание приведённых правовых норм свидетельствует о том, что необходимыми условиями для наступления материальной ответственности военнослужащего за ущерб, причинённый им при исполнении обязанностей военной службы закреплённому за воинской частью имуществу, являются:
причинение ущерба имуществу воинской части;
исполнение военнослужащим во время причинения им ущерба обязанностей военной службы;
противоправность поведения (действий или бездействия) военнослужащего;
причинная связь между действиями или бездействием военнослужащего и причинённым ущербом;
вина военнослужащего в причинении ущерба.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По делу установлено, что Добровольский А.А. проходит военную службу по контракту в Управлении "данные изъяты" в должности "данные изъяты".
Начальником Управления "данные изъяты" (заказчик) с ООО "Насосные станции" (исполнитель) 22 июля 2019 г. заключён государственный контракт N N, по условиям которого исполнитель в срок 30 дней с даты заключения указанного контракта обязан выполнить услуги по техническому обслуживанию фекальных насосов в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к данному государственному контракту). Цена государственного контракта составила 40 000 рублей.
Согласно техническому заданию к государственному контракту от 22 июля 2019 г. N N, подписанному заказчиком и исполнителем, в перечень услуг по техническому обслуживанию двух фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 канализационно-насосной станции на территории имуещственного комплекса Управления "данные изъяты" включены:
1. Проверка потребляемой насосами мощности.
2. Проверка уровня и состояния масла в насосах.
3. Производство замены масла в соответствии с руководством по монтажу и эксплуатации насосов.
4. Проверка кабельного ввода на герметичность и наличия перегибов и/или защемлений.
5. Проверка деталей насоса на наличие износа:
- рабочего колеса, корпуса насоса;
- торцевых и резиновых уплотнителей, - изношенность подшипников;
6. Выдача представителю заказчика сервисного отчёта в соответствии с руководством по монтажу и эксплуатации насосов.
Указанный перечень услуг по техническому обслуживанию фекальных насосов указан в рапорте Добровольского А.А, оформленным им в июне 2019 года, а также в подготовленном ответчиком техническом задании.
Из акта сдачи-приёмки оказанных услуг от 20 августа 2019 г, подписанном заказчиком и исполнителем, следует, что услуги по государственному контракту от 22 июля 2019 г. N N оказаны исполнителем в полном объёме.
Согласно техническому акту - заключению о приёмке оказанных по такому контракту услуг от 20 августа 2019 г, подписанному представителем заказчика Добровольским А.А. и инженером службы сервиса исполнителя ФИО16 предусмотренные государственным контрактом услуги оказаны в полном объёме.
По результатам технического облуживания фекальных насосов инженером службы сервиса ООО "Насосные системы" ФИО17 20 августа 2019 г. составлен сервисный отчёт, согласно которому выявлена неисправность указанного оборудования, а именно: коэффициент абсорбции меньше 1, 3 и в контрольной жидкости (масле) присутствует вода. В качестве возможной причины неисправности указан износ торцевого уплотнения.
Из рапорта Добровольского А.А. от 2 сентября 2019 г. и оформленного им технического задания следует, что ответчик инициирует закупку услуги по текущему ремонту двух фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51, в перечень которой включены следующие виды работ:
1. Подъём и разборка фекальных насосов.
2. Замена торцевых уплотнений (96102361) фекальных насосов.
3. Замена резиновых уплотнений (96102369) фекальных насосов.
4.Замена масла в соответствии с руководством по монтажу и эксплуатации фекальных насосов.
5. Проверка кабельного ввода на герметичность и наличия перегибов и/или защемлений.
6. Выдача представителю заказчика сервисного отчёта в соответствии с руководством по монтажу и эксплуатации насосов.
7. Проверка потребляемой насосами мощности и коэффициента абсорбции.
Начальником Управления "данные изъяты" (заказчик) с ООО "Насосные станции" (исполнитель) 26 сентября 2019 г. заключён государственный контракт N N, по условиям которого исполнитель в срок 30 дней с даты заключения указанного контракта обязан выполнить услуги по ремонту фекальных насосов в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к данному государственному контракту). Цена государственного контракта составила 115 848 рублей.
Согласно техническому заданию к государственному контракту от 26 сентября 2019 г. N N, подписанному заказчиком и исполнителем, в перечень услуг по техническому обслуживанию двух фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 включены работы, перечисленные в рапорте ответчика от 2 сентября 2019 г.
Из акта сдачи-приёмки оказанных услуг от 22 октября 2019 г, подписанном заказчиком и исполнителем, следует, что услуги по государственному контракту от 26 сентября 2019 г. N N на сумму 115 848 рублей оказаны исполнителем в полном объёме.
Согласно техническому акту - заключению о приёмке оказанных по такому контракту услуг от 22 октября 2019 г, подписанному представителем заказчика Добровольским А.А. и инженером службы сервиса исполнителя ФИО18, предусмотренные государственным контрактом от 26 сентября 2019 г. N N услуги оказаны в полном объёме.
По результатам ремонта двух фекальных насосов инженером службы сервиса ООО "Насосные системы" ФИО19 22 октября 2019 г. составлен сервисный отчёт о проведении текущего ремонта двух фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51.
Платёжным поручением от 31 октября 2019 г. подтверждается факт перечисления заказчиком исполнителю 115 848 рублей за оказанные услуги по государственному контракту от 26 сентября 2019 г. N 30 по текущему ремонту фекальных насосов.
В соответствии с показаниями инженера службы сервиса ООО "Насосные системы" ФИО20 допрошенного гарнизонным военным судом в судебном заседании в качестве свидетеля, ежегодное (плановое) сервисное обслуживание фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 не предусматривает обязательного проведения по замене их уплотнения вала (торцевого уплотнения) и резиновых уплотнений.
Показания ФИО21. согласуются с письменным сообщением технического директора ООО "Насосные системы" от 3 марта 2021 г, согласно которому при ежегодном сервисном обслуживании фекальных насосов замена уплотнения вала (торцевого уплотнения) и резиновых уплотнений не производится, поскольку такие работы осуществляются в случае выхода из строя или через 3 года эксплуатации насосного агрегата и только в случае полной его разборки.
Вопреки утверждению представителя истца в апелляционной жалобе, показания свидетеля ФИО22. гарнизонным военным судом проанализированы и оценены по правилам статьи 67 ГПК РФ. Каких-либо данных о заинтересованности указанного лица в материалах дела не имеется и истцом в суд не представлено.
Согласно пункту 11.1 Руководства по монтажу и эксплуатации фекального насоса GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 в сервисное и техническое обслуживание насосного оборудования входит проверка его работы через каждые 3 000 часов работы или один раз в год. В ходе указанного обслуживания необходимо произвести проверку потребляемой мощности, уровня и состояния масла, кабельного ввода, деталей насоса. При этом в данном пункте Руководства указывается на то, что находящиеся в эксплуатации резиновые детали обязательно заменяются новыми.
Замена уплотнения вала (торцевого уплотнения) таких насосов в ходе каждого сервисного и технического обслуживания приведённым Руководством не предусмотрено. В нём содержится лишь указание на то, что при наличии в масляной камере более 20 % посторонней жидкости (воды) уплотнение вала считается повреждённым.
Изложенное свидетельствует о том, что государственным контрактом от 22 июля 2019 г. N N не предусматривалось проведение исполнителем работ по ремонту фекальных насосов с заменой их резиновых уплотнителей и уплотнения вала (торцевого уплотнения) вследствие их износа, а услуги оказаны ООО "Насосные станции" в полном объёме на общую сумму 40 000 рублей, о чём свидетельствуют приведённые документы.
Проведение же текущего ремонта фекальных насосов по замене резиновых уплотнителей и торцевых уплотнителей, неисправность которых выявлена исполнителем в ходе сервисного и технического обслуживания насосного оборудования, в рамках государственного контракта от 22 июля 2019 г. N N было невозможно вследствие невключения такой услуги в контракт и его цену.
Кроме того, судом в обжалуемом решении правильно отмечено, что в отсутствие данных о неисправности фекальных насосов у ответчика не имелось оснований для включения в техническое задание по государственному контракту от 22 июля 2019 г. N N услуги по их текущему ремонту с заменой резиновых уплотнителей и уплотнения вала (торцевого уплотнения).
Судебная коллегия также отмечает, что в случае включения такой услуги в указанный государственной контракт, его цена подлежала бы увеличению на стоимость проведения текущего ремонта фекальных насосов по замене указанных деталей, а в случае их рабочего состояния эти действия привели бы к необоснованному расходованию денежных средств.
Поскольку в ходе исполнения государственного контракта от 22 июля 2019 г. N N по техническому обслуживанию фекальных насосов GRUNDFOS SEV.80.80.75.2.51 выявлена их неисправность и заказчику рекомендовано проведение текущего ремонта по замене резиновых и торцевых уплотнителей, то суд пришёл к верному выводу о том, что ответчиком обоснованно было инициировано заключение нового государственного контракта по текущему ремонту насосного оборудования с установлением соответствующего перечня услуг.
Ввиду изложенного беспредметна ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на то, что в рамках государственного контракта от 22 июля 2019 г. N N исполнителем выполнена диагностика фекальных насосов, а техническое обслуживание этого оборудования - во исполнение государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N N.
Изложенное свидетельствует, что действия Добровольского А.А. по составлению технического задания для заключения государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N N являлись обоснованными и, вопреки мнению истца в исковом заявлении и его представителя в апелляционной жалобе со ссылкой на Акт начальником отдела Управления финансового контроля и аудита "данные изъяты" от 27 августа 2020 г, Акт старшего ревизора того же Управления от августа 2020 года, составленных по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по Тамбовской области, и заключение административного расследования от 3 ноября 2020 г, оснований для привлечения ответчика к полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным статьёй 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", у суда первой инстанции не имелось, в том числе ввиду отсутствия прямого действительного ущерба, в том числе, в виде излишних денежных выплат в связи с заключением и исполнением государственного контракта от 26 сентября 2019 г. N N.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии условий и оснований для привлечения Добровольского А.А. к полной материальной ответственности и правомерно отказал Управлению Росгвардии по Тамбовской области в удовлетворения иска о взыскании с ответчика 115 848 рублей.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе представителя истца, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 3 марта 2021 г. по иску Управления "данные изъяты" к Добровольскому Александру Александровичу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО23 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.