Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Реве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-590/2021 по апелляционной жалобе ответчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) на решение 26 гарнизонного военного суда от 4 марта 2021 г, которым удовлетворён иск Багимбаева Канжара Нагашибаевича к ОПФР по г. Байконур о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 19 марта 2020 г. N 200000001757/19394/19 Багимбаеву с 30 декабря 2019 г. назначена страховая пенсия по старости. Вместе с тем при назначении пенсии пенсионный орган не включил в стаж работу истца на должности электромонтёра "данные изъяты" с 29 июня 1987 г. по 5 мая 1993 г.
Посчитав свои права нарушенными, Багимбаев обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным и отменить названное решение пенсионного органа в части отказа во включении спорного периода в стаж для назначения пенсии и обязать ОПФР по г. Байконур включить период работы с 29 июня 1987 г. по 5 мая 1993 г. в СПМК-123 на должности "данные изъяты" в стаж, влияющий на размер установленной страховой пенсии по старости, с даты назначения пенсии - с 30 декабря 2019 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что по данным трудовой книжки истца, оформленной в 1979 году, он осуществлял трудовую деятельность в указанный период в названной организации, однако соответствующая запись вызвала сомнение у пенсионного органа, поскольку отметка об увольнении была заверена печатью "данные изъяты" что не соответствовало наименованию организации, в которую истец был принят на работу. Каких-либо иных документов, подтверждающих данный период работы, истец с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган не представил, а по сообщению архивных органов документы СПМК-123 за период с 1987 по 1993 годы в архив не поступали.
Отмечает, что период обучения истца в "данные изъяты" политехникуме "данные изъяты" в 1976-1979 годах мог быть учтён при назначении пенсии на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и заявления Багимбаева. Однако перерасчёт пенсии в этом случае повлёк бы уменьшение размера назначенной ему пенсии, поскольку пенсионным органом при назначении пенсии применён наиболее выгодный вариант оценки пенсионных прав истца.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно копии адресной справки и паспорта Багимбаев, "данные изъяты", является гражданином Республики Казахстан, постоянно проживает в г. Байконур и зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 1 января 2015 г.), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно, если они имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В силу частей 6 и 9 статьи 21 того же закона перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правил обращения за указанной пенсией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с пунктами 4, 5, 10 и 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, при подсчёте страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 46 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, в случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда РФ, данное решение может быть обжаловано в суд.
Кроме того, пунктом 65 названных Правил предусмотрено, что проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путём камеральной проверки, выездной проверки и направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда РФ в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как видно из материалов дела, Багимбаев 6 декабря 2019 г. обратился в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив для подтверждения работы по трудовому договору, в том числе трудовую книжку.
Решением отделения от 19 марта 2020 г. N 200000001757/19394/19 Багимбаеву с 30 декабря 2019 г. назначена страховая пенсия по старости, однако период работы с 29 июня 1987 г. по 5 мая 1993 г. в "данные изъяты" в стаж не включён.
Вместе с тем из копии трудовой книжки следует, что на основании приказа от 25 июня 1987 г. N 33-к истец принят на работу в "данные изъяты" на основании приказа от 5 мая 1993 г. N 19к уволен с работы в связи с переводом в "данные изъяты".
В связи с возникшим спором о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в подтверждение сведений о работе "данные изъяты" и наличии стажа в спорный период истцом, на котором в силу статьи 56 ГПК РФ лежит бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств, были представлены нотариально заверенные копии трудовых книжек работников той же организации "данные изъяты" карточка прописки Багимбаева и учётная карточка члена профсоюза членский билет N N, содержащие сведения о месте работы истца в 1987-1993 годах в "данные изъяты"
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что период работы истца в "данные изъяты" с 29 июня 1987 г. по 5 мая 1993 г. подлежит включению в страховой стаж, а назначенный Багимбаеву размер пенсии в связи с этим надлежит пересчитать.
Приведённые обстоятельства ответчиком должным образом не опровергнуты. В суд апелляционной инстанции ответчик также не представил каких-либо доказательств, имеющих существенное значение для дела, или дополнительных сведений, которые повлияли бы на выводы суда или опровергли их.
Вопреки доводам жалобы, ненадлежащее исполнение работодателем требований по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может создавать для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорного периода в страховой стаж для назначения пенсии по старости.
Что касается доводов ответчика относительно периода обучения истца в "данные изъяты", то они являются беспредметными, поскольку, как следует из материалов дела, Багимбаев на оснований разъяснений ответчика о порядке расчёта ему пенсии в ходе разбирательства дела в суде уточнил требования искового заявления и решение пенсионного органа в части невключения в стаж периода обучения с 1 сентября 1976 г. по 5 июля 1979 г. не оспаривал, а поэтому судом первой инстанции оценка данным обстоятельствам в решении не давалась.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 4 марта 2021 г. по иску Багимбаева Канжара Нагашибаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.