Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.
судей: Дзадзиева Д.А, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Попове В.А, с участием представителя административного истца Щербаковой О.В, а также военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры майора юстиции Восорова С.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-506/2020 по апелляционным жалобам административного истца и начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 октября 2020 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N капитан-лейтенанта в отставке Матвеева Олега Евгеньевича об оспаривании действий начальника отделения, связанных с отказом во включении в список на предоставление служебного жилого помещения, а также действий командира войсковой части N и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ), связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, объяснения представителя административного истца в обоснование своей апелляционной жалобы и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы начальника отделения, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым обжалуемое решение в части разрешения требований об оспаривании действий командира войсковой части N и ЕРЦ, связанных с увольнением Матвеева с военной службы и исключением его из списков личного состава части отменить, а апелляционную жалобу начальника отделения оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Матвеев поступил на военную службу по контракту 13 августа 2004 года и проходил её в "адрес" С 23 декабря 2014 года он проходил службу в филиале войсковой части N дислоцированной в деревне "адрес", а 13 мая 2019 года вновь был переведен "адрес", где с 1 января 2020 года совместно с членами семьи осуществляет поднаем жилого помещения по адресу: "адрес"
22 июня 2020 года административный истец обратился в отделение с заявлением, датированным 17 июня 2020 года, в котором просил предоставить ему и членам его семьи (он, жена и две дочери, "данные изъяты" г.р. и "данные изъяты" г.р.) служебное жилое помещение по месту службы.
Однако решением начальника отделения от 29 июня 2020 года N 29-41/29 Матвееву было отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, со ссылкой на то, что с 2004 года по настоящее время он непрерывно проходит военную службу в "адрес", а в период с 23 мая 2003 года по 25 марта 2010 года ему принадлежало на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, в связи с чем, распорядившись данным жильем, он совершил намеренные действия для приобрести права состоять на учете нуждающихся в жилой площади, что в силу ст. 10 ГК РФ является злоупотреблением правом.
При этом заключением военно-врачебной комиссии, утвержденным 16 апреля 2020 года, Матвеев признан не годным к военной службе, а 30 апреля 2020 года он обратился с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, после обеспечении жильем, предоставляемом для постоянного проживания.
Решением начальника отделения от 17 июня 2020 года N 29-20/48 административный истец совместно с членами семьи с 6 мая 2020 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в "адрес", с формой обеспечения жильем в виде предоставления жилищной субсидии.
21 июля 2020 года с административным истцом была проведена беседа по вопросу увольнения с военной службы, в ходе которой он выразил согласие с увольнением с военной службы после обеспечения его в установленном порядке жилищной субсидией, после чего в эту же дату он был представлен к увольнению с военной службы по вышеприведенному основанию.
В последующем, приказами командира войсковой части N от 21 июля 2020 года N 91 и от 22 июля 2020 года N 490-ДД, Матвеев, соответственно, досрочного уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе и исключен из списков личного состава части с 25 июля 2020 года.
При этом довольствующим финансовым органом - ЕРЦ окончательный расчет по денежному довольствию был произведен с административным истцом 27 июля 2020 года.
Полагая свои права нарушенными, Матвеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия начальника отделения, связанные с отказом в предоставлении ему жилых помещений по месту прохождения военной службы (включении в список на предоставление служебных жилых помещений);
- обязать начальника отделения отменить свое решение от 29 июня 2020 года N 29-41/29 об отказе в предоставлении ему жилых помещений по месту прохождения военной службы и включить его в список на предоставление служебных жилых помещений;
- признать незаконными приказ командира войсковой части N от 21 июля 2020 года N 91 в части его досрочного увольнения с военной службы в отставку и приказ от 22 июля 2020 года N 490-ДД в части его исключения из списков личного состава войсковой части 77360-И;
- обязать командира войсковой части N отменить указанные приказы в названных частях и восстановить его на военной службе;
- обязать командира войсковой части N установить, а ЕРЦ выплатить ему денежное довольствие с 26 июля 2020 года в размере, установленном действующим законодательством.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил частично. Суд признал незаконным решение начальника отделения от 29 июня 2020 года N 29-41/29 об отказе Матвееву во включении в список на предоставление служебных жилых помещений по месту службы, а также обязал указанное должностное лицо отменить названное решение и повторно рассмотреть вопрос о включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений по месту службы на основании его заявления от 17 июня 2020 года. Кроме того, гарнизонным военным судом признаны незаконными действия командира войсковой части N по исключению Матвеева из списков личного состава части без своевременного обеспечения денежным довольствием, возложена обязанность на указанного командира изменить в приказе по строевой части от 22 июля 2020 года N 490-ДД дату исключения административного истца из списков личного состава части с 25 июля 2020 года на 27 июля 2020 года, а также возложена обязанность на командира войсковой части N установить, а на ЕРЦ выплатить Матвееву денежное довольствие за период с 26 июля 2020 года по 27 июля 2020 года в размере, установленном действующим законодательством. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований судом первой инстанции было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с обжалуемым решением, в части отказа в удовлетворении его требований, просит его в этой части отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на то, что гарнизонным военным судом не было учтено то обстоятельство, что своего согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением он не давал и каким-либо жильем по месту постановки на жилищный учет в г. Северодвинск Архангельской обл. не обеспечен.
Ссылается на то, что, приняв решение о его досрочном увольнении с военной службы, командование войсковой части N не предоставило ему возможности в трехмесячный срок обжаловать решение начальника отделения от 29 июня 2020 года N 29-41/29 об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений.
В апелляционной жалобе начальник отделения, не соглашаясь с судебным постановлением, в части удовлетворения требований Матвеева об оспаривании решения отделения от 29 июня 2020 года N 29-41/29, просит его в этой части отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции была изменена дата исключения Матвеева из списков личного состава части на 27 июля 2020 года, в связи с чем он на военной службе восстановлен не был, в то время как действующее законодательство предусматривает возможность принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях лишь военнослужащих, проходящих военную службу.
Обращает внимание на то, что административный истец по адресу, указанному в административном иске, не проживает, поскольку направленная ему в этот адрес почтовая корреспонденция возвращается, что наряду с материалами дела подтверждает фиктивность дарения в 2010 году жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, установлено, что военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", 23 мая 2003 года было подарено супруге административного истца её отцом, а 25 марта 2010 года это жилье подарено супругой своей матери. В связи с этим снятие Матвеева 11 апреля 2006 года с регистрационного учета по адресу названного жилого помещения, которое не являлось совместной собственностью указанных супругов, равно как и совершение приведенных выше действий по его отчуждению, не может свидетельствовать о каких-либо злоупотреблениях со стороны административного истца при обращении 22 июня 2020 года с заявлением о предоставлении служебного жилья в "адрес" в который он прибыл для прохождения военной службы в 2019 году.
Приведенные данные свидетельствует о том, что Матвеев мог быть включен в списки на предоставление служебных жилых помещений, поскольку в силу ст. 93 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам, которые не обеспечены жилым помещением по месту прохождения военной службы или жильем в близлежащем от этого места населенном пункте.
Дав оценку вышеизложенному, а также приняв во внимание то, что доказательств наличия у административного истца и членов его семьи каких-либо иных жилых помещений в "адрес" в суд представлено не было, суд первой инстанции, правильно расценил оспариваемые действия начальника отделения как незаконные, в связи с чем обоснованно удовлетворил предъявленный административный иск в этой части.
При этом иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается в апелляционной жалобе начальник отделения, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в указанной части, поскольку основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства.
В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Согласно абз. 4, 5 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что Матвеев, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, как в рапорте от 30 апреля 2020 года, так и в ходе беседы, проведенной 21 июля 2020 года по вопросу его увольнения с военной службы, выразил согласие с досрочным увольнением по состоянию здоровья лишь после предварительного обеспечения жилым помещением по установленным нормам.
При этом доказательств получения командованием в установленном порядке каких-либо сведений об изменении административным истцом этого своего волеизъявления не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что гарантированное ст. 15 Федерального закона право Матвеева на обеспечение жильем до увольнения с военной службы реализовано не было, в связи с чем, в соответствии с требования ст. 23 того же Закона, у командира войсковой части N не имелось законных оснований для принятия решения об увольнении его с военной службы с последующим исключением из списков личного состава части.
Аналогичная позиция в применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, содержится в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
В связи с этим суд первой инстанции при разрешении спора, неправильно применил положения материального закона и пришел к неверному выводу о том, что действия должностных лиц, связанные с увольнением административного истца с военной службы, с последующим исключением из списков личного состава части являются правомерными.
При таких данных обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении требований Матвеева о восстановлении на военной службе подлежит отмене, а административный иск в этой части - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ч. 2 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 октября 2020 года по административному исковому заявлению Матвеева Олега Евгеньевича в части разрешения требований об оспаривании действий командира войсковой части N и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с увольнением Матвеева О.Е. с военной службы и исключением его из списков личного состава части, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать незаконными приказы командира войсковой части N от 21 июля 2020 года N 91 в части досрочного увольнения Матвеева О.Е. с военной службы и от 22 июля 2020 года N 490-ДД в части его исключения из списков личного состава войсковой части 77360-И.
Обязать командира войсковой части N отменить приказы от 21 июля 2020 года N 91 в части досрочного увольнения Матвеева О.Е. с военной службы и от 22 июля 2020 года N 490-ДД в части его исключения из списков личного состава войсковой части N.
Обязать командира войсковой части N установить, а федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" выплатить Матвееву О.Е. положенное денежное довольствие, недополученное после его необоснованного увольнения с военной службы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.