Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Богдашова Д.А, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Безносюк М.С, представителя административного истца Смирнова М.В. и представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 3553 Еременко В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-164/2020 по апелляционной жалобе командира войсковой части 3553 на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 3553 майора Поспелова Виктора Николаевича об оспаривании решения жилищной комиссии этой же воинской части об отказе в признании его и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Поспелов, заключивший первый контракт в 2004 году, имеющий выслугу лет военной службы составляет 20 лет 10 месяцев, с 2006 года, проходит военную службу в войсковой части 3553. 10 января 1992 года его отцу Поспелову Н.Т. на состав семьи из 4-х человек, включая административного истца, была предоставлена отдельная 3-х комнатная квартира по адресу: "адрес", которая в последующем передана в порядке приватизации в общую долевую собственность проживавших в ней лиц.
24 июля 2020 года Поспелов обратился в жилищную комиссию войсковой части 3553 с просьбой о признании его и членов его семьи (супруга, 2 сына и 2 дочери) нуждающимися в жилом помещении в г. Карачаевске Карачаево - Черкесской Республики.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3553 от 28 августа 2020 года протокол N 12, в удовлетворении заявления Поспелову отказано.
В обоснование своего решения жилищная комиссия указала, что Поспелов, являясь собственником жилого помещения в г. Улан - Уде, общей площадью 16, 45 кв.м, полученного от государства в результате приватизации, является обеспеченным жильем более учетной нормы, установленной по месту его военной службы, а поэтому права на повторное обеспечение жильем не имеет.
Не соглашаясь с указанным решением, Поспелов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 3553 об отказе в признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, оформленное протоколом заседания указанной комиссии от 28 августа 2020 года N 12;
- обязать жилищную комиссию войсковой части 3553 повторно рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения в г. Карачаевск Карачаево-Черкесской Республики с даты обращения с рапортом - 24 июля 2020 года.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Поспелова удовлетворил.
В апелляционной жалобе командир войсковой части 3553, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы он, излагая обстоятельства административного дела, ссылаясь на жилищное законодательство, указывает, что суд первой инстанции оставил без внимания то, что Поспелов был обеспечен жильем за счет государства, жилым помещением общей площадью 16, 45 кв.м, что выше учетной нормы, установленной по месту прохождения им военной службы. В настоящее время оно принадлежит ему на праве собственности, следовательно, права на обеспечение жильем в избранном постоянном месте жительства он не имеет.
Обращает внимание, что поскольку сам административный истец не имеет права на обеспечение жильем, а право членов его семьи является производным от его, то и члены его семьи не могут быть обеспечены жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, то есть из государственного жилищного фонда.
Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Закона, военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно абз. двенадцатому п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 11 Закона N 1541-1 несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Как следует из п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 6) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Приведенное положение Закона N 1541-1 предоставляет для несовершеннолетних дополнительные имущественные и жилищные права, реализуемые после достижения ими совершеннолетия. Право несовершеннолетних, ставших собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, на повторное обеспечение жильем реализуется путем приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения из государственного и муниципального жилищного фонда.
Изложенное полностью согласуется с положениями ст. 15 Закона согласно которым военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Законом.
Пунктом вторым Правил (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым п. 1 ст. 15 Закона у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Как видно из материалов дела, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 года N 83 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества" в государственную собственность Республики Бурятия передано входившее в бывший Минстрой России ПСО "Домостроитель" г. Улан-Удэ.
Таким образом, суд первой инстанции достоверно установил, что указанная выше квартира, долей в праве собственности, на которую владеет административный истец, была предоставлена административному истцу в составе семьи отца из государственного (ведомственного фонда), находившегося в ведении одного из предприятий Минстроя России. Административный истец относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в порядке, предусмотренном абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Закона. Долю в праве собственности на квартиру из государственного фонда приобрел в несовершеннолетнем возрасте в порядке приватизации, то есть до поступления на военную службу по контракту. Избранная форма реализации жилищного права им и членами его семьи в соответствии со ст. 15 Закона является обеспечение жилым помещением по договору социального найма на основании ст. 51 ЖК РФ.
При таких данных, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у жилищной комиссии войсковой части 3553 оснований для отказа административному истцу в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства на условиях договора социального найма, по причине наличия у него в собственности доли приватизированного в несовершеннолетнем возрасте жилого помещения не имелось, и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление.
При таких данных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Поспелова Виктора Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части 3553 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение составлено 12 марта 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.