Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Масенина П.Е, судей: Уланова А.Е, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части 67952 прапорщика Врабие Виктории Геннадьевны об оспаривании действий командира войсковой части 67952, а также начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" Министерства обороны РФ (далее - училище), связанных с предоставлением ей основного отпуска за 2020 год и дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, связи с истекавшим 24 октября 2020 года сроком заключенного с нею контракта, Врабие 20 мая 2020 года обратилась к командованию с рапортом об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в котором также просила пройти военно-врачебную комиссию (далее - ВВК), профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - переподготовка), а также о предоставлении дополнительных суток отдыха, причитающихся ей за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее - дополнительные сутки отдыха) в количестве 82 суток и 7 часов.
Приказом начальника училища от 6 августа 2020 года N 140/11 Врабие направлена на прохождение амбулаторной ВВК, которую она проходила по 18 августа 2020 года.
Приказом начальника училища от 18 августа 2020 года N 148/11 с 19 августа 2020 года административному истцу были предоставлены 30 суток основного отпуска за 2020 год, из которого 31 августа 2020 года она была отозвана в связи с убытием на переподготовку с 3 сентября по 24 декабря 2020 года, которую она с 30 сентября 2020 года проходила дистанционно. В период с 3 сентября по 30 октября 2020 года Врабие находилась на лечении и реабилитации после него. В соответствии с приказом командира войсковой части 67952 от 2 ноября 2020 года N 46 административный истец 31 октября 2020 года прибыла на военную службу.
2 ноября 2020 года Врабие обратилась к командованию воинской части с рапортом о предоставлении ей 51 дополнительных суток отдыха, а также основного отпуска с 4 ноября по 24 декабря 2020 года, а оставшиеся 31 дополнительных сутки отдыха по окончании обучения с 25 декабря 2020 года, присоединив их к основному отпуску.
Приказом командира войсковой части 67952 от 3 ноября 2020 года N 47 административному истцу с 4 ноября 2020 года предоставлен основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному времени продолжительностью 23 суток, 3 дополнительных суток отдыха и 2 дня для следования к месту проведения отпуска и обратно, т.е. по 1 декабря 2020 года.
Приказом командира войсковой части 67952 от 1 декабря 2020 года N 66 ей были предоставлены 60 дополнительных суток отдыха по 29 января 2021 года, а с 30 января по 17 февраля 2021 года еще 19 дополнительных суток отдыха.
Приказом начальника училища от 22 октября 2020 года Врабие уволена с военной службы по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Полагая, что основной отпуск за 2020 год в количестве 7 суток с 19 по 25 августа 2020 года предоставлен ей в период прохождения ею амбулаторной ВВК, а оставшаяся часть основного отпуска и дополнительные сутки отдыха с 4 ноября по 24 декабря 2020 года предоставлены ей в период прохождения ею переподготовки, что нарушает ее право на отдых, Врабие обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным отказ командира войсковой части 67952 в предоставлении ей дополнительных дней отдыха в количестве 79 суток и 7 часов после окончания профессиональной переподготовки;
- признать незаконным и отменить приказ начальника училища от 18 августа 2020 года N 148/11 в части предоставления ей части основного отпуска за 2020 год продолжительностью 7 суток в период с 19 по 25 августа 2020 года;
- признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части 67952 от 3 ноября 2020 года N 47 в части предоставления ей части основного отпуска за 2020 год с 4 ноября 2020 года;
- признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части 67952 от 1 декабря 2020 года N 66 в части предоставления ей дополнительных суток отдыха до окончания профессиональной переподготовки;
- обязать командира войсковой части 67952 предоставить ей дополнительные дни отдыха в количестве 79 суток и 7 часов, а также часть основного отпуска за 2020 год продолжительностью 23 суток после окончания профессиональной переподготовки;
- обязать командира войсковой части 67952 предоставить ей часть основного отпуска за 2020 год продолжительностью 7 суток путем увеличения основного отпуска за 2020 год.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Врабие отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении ее требований.
В обоснование этого, ссылаясь на ст.ст. 18, 26, 37, 43 Конституции РФ, ст.ст. 11 и 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), полагает, что суд первой инстанции оставил без внимания то, что предоставлением ей без ее согласия основного отпуска и дополнительных суток отдыха в период прохождения ВВК и профессиональной подготовки нарушено ее право на отдых.
Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что 7 часов переработанного времени не достигает 8 часов, а поэтому за него не могут быть предоставлены дополнительные сутки отдыха, является необоснованным и противоречащим трудовому законодательству.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 5, ст. 11 Закона, а также п. 1, подп. "б" п. 2 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска для военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более составляет 35 суток.
Пунктом 1 ст. 11 Закона определено, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установочной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п.п. 1 и 2 приложения N 2 к Положению учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
В соответствии с п. п. 3, 11 и 16 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчёт недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему. Отпуска доставляются военнослужащим в любое время года с учётом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков. Предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчётом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы, и невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков.
Правильно установив, что медицинское освидетельствование Врабие амбулаторной ВВК фактически проводилось по 18 августа 2020 года, при этом командование в соответствии с п. 28 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 660 исполнило свою обязанность по своевременному выполнению мероприятий, связанных с увольнением ее с военной службы, в частности по предоставлению ей до истечения срока военной службы по ее просьбе положенных отпусков, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что право административного истца на отдых с 19 по 25 августа 2020 года оспариваемым приказом начальника училища от 18 августа 2020 года N 148/11 нарушено не было, обоснованно отказав в удовлетворении ее требования о признании незаконным и отмене этого приказа с возложением обязанности на указанное должностное лицо предоставить эту часть основного отпуска после прохождения переподготовки.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования в год увольнения с военной службы, в том числе, по истечении срока военной службы имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ продолжительностью до четырёх месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Вышеприведённая правовая норма, как верно указано судом первой инстанции, регулирует определённую социальную гарантию направленную на адаптацию военнослужащего после увольнения с военной службы и каких-либо правоотношений в сфере прохождения военной службы она не устанавливает. При этом прохождение (завершение) военнослужащим профессиональной переподготовки в силу указанной нормы возможно и после окончания военной службы.
Не содержит норм, затрагивающих вопросы предоставления военнослужащему отпусков, дополнительных суток отдыха и приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. N 630 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту".
Следовательно, реализация права военнослужащего на прохождение переподготовки носит самостоятельный характер и зависит только от его волеизъявления, реализуемого путём подачи рапорта на имя командира воинской части, вследствие чего не может препятствовать предоставлению ему отпуска и дополнительных суток отдыха.
В соответствии с п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе и указанным Положением.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно не нашел оснований к признанию незаконными оспариваемых приказов командира войсковой части 67952 от 3 ноября 2020 года N 47 в части предоставления административному истцу с 4 ноября 2020 года 23 суток основного отпуска за 2020 год и 3 дополнительных суток отдыха, а также от 1 декабря 2020 года N 66 в части представления ей дополнительных суток отдыха до окончания срока переподготовки, обоснованно отказав в удовлетворении требований административного истца об их отмене и предоставлении очередного отпуска и дополнительных суток отдыха после 25 декабря 2020 года.
При этом суд первой инстанции, правильно руководствуясь приведенным выше положениями п. 4 ст. 19 Закона, пришел к обоснованному выводу о том, что прохождение переподготовки не препятствует предоставлению увольняемому военнослужащему отпусков и дополнительных суток отдыха в период ее прохождения.
При этом судом верно принято во внимание и то, что с 30 сентября 2020 года Брабие была переведена на дистанционную форму обучения по программе соответствующей переподготовки, которую продолжила в домашних условиях по месту службы. При этом к исполнению обязанностей военной службы в период этой переподготовки, совпадающий со временем предоставленного ей основного отпуска и дополнительных суток отдыха, она командованием не привлекалась.
Дана надлежащая правовая оценка и требованиям административного истца о предоставлении ей оставшихся 7 часов нереализованного времени отдыха, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
При этом доводы административного истца на нарушение командованием и судом первой инстанции норм трудового законодательства являются не состоятельными, поскольку трудовое законодательство к настоящему спору не применимо.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 года по административному исковому заявлению Врабие Виктории Геннадьевны оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 30 апреля 2021 года.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.