Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Богдашова Д.А, Манохина В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-104/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 1 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N сержанта Аношкина Алексея Владимировича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", командира войсковой части N, связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и отказом в произведении перерасчета инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Аношкин с июня 2011 года по июль 2014 года проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
В октябре 2014 года административный истец вновь поступил на военную службу по контракту, которую стал проходить в войсковой части N.
1 апреля 2019 года Аношкин обратился к командованию с рапортом о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
8 августа 2019 года он был включен в реестр участников НИС с 1 апреля 2019 года, о чем ему направленно уведомление.
Полагая, что он подлежал включению в реестр участников НИС с 9 декабря 2016 года после подачи соответствующего рапорта и с этого времени на его именном накопительном счете должны учитываться накопления, Аношкин обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением в котором просил:
- признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с не включением его в реестр участников НИС с 9 декабря 2016 года;
- признать незаконными действия федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанные с неначислением денежных средств на его именной накопительный счет участника НИС за период с 9 декабря 2016 года по 1 апреля 2019 года;
- обязать Росвоенипотеку определить и начислить на его именной накопительный счет участника НИС накопительные взносы и инвестиционный доход за период с 9 декабря 2016 года по 1 апреля 2019 года;
- возложить обязанность на Министерство обороны РФ довести до Росвоенипотеки дополнительные лимиты бюджетных обязательств, для перечисления на его именной накопительный счет накопительных взносов и суммы инвестиционного дохода, которые были бы ему начислены, в случае своевременного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с 9 декабря 2016 года по 1 апреля 2019 года.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Аношкину отказал. В том числе по оспариванию бездействия командира войсковой части N, связанного с не включением его в реестр участников НИС с 9 декабря 2016 года, отказано, в связи с пропуском срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, приводя положения п. 1 ч. 1 ст. 4, ч. ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 2, 6 Правил ведения индивидуально-накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, п. 1 Указа Президента РФ "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", указывает, что обязанность по расчету величины инвестиционного дохода, который ему полагается, возложена на Росвоенипотеку.
Обращает внимание, что 9 декабря 2016 года им подан рапорт командованию о включении в реестр НИС, однако в реестр он был включен только с 1 апреля 2019 года после подачи на имя командира воинской части второго рапорта.
Поскольку 28 ноября 2020 года ему поступил ответ из Росвоенипотеки о том, что накопительные взносы учитываются на его именном накопительном счете с 1 апреля 2019 года, считает, что с этого момента ему стало известно о нарушении его прав, связанных с включением в реестр с 1 апреля 2019 года.
Отмечает, что не согласен с выводом суда о том, что факт его обращения к командованию с рапортом от 9 декабря 2016 года своего подтверждения не нашел, поскольку в судебное заседание им был представлен оригинал этого рапорта.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ подается в военный суд в трехмесячный срок со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как видно из материалов дела, уведомление от 8 августа 2019 года о включении Аношкина в реестр участников НИС с 1 апреля 2019 года было получено последним до 31 октября этого же года, что усматривается из объяснений представителя административного истца, данных в суде первой инстанции (т. 1, л.д. 123).
Между тем в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия командира войсковой части N, связанного с не включением его в реестр участников НИС с 9 декабря 2016 года он обратился только 13 января 2021 года. При этом доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока, не представил, поэтому гарнизонный суд пришёл к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований административного истца в этой части по указанному основанию.
Обстоятельства, приведённые в жалобе, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска административным истцом процессуального срока и сами по себе не лишали его возможности своевременно реализовать своё право на обращение в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок.
В соответствии с действующим законодательством под временем, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав и свобод, необходимо понимать не время осознания гражданином соответствия действий (бездействия) должностных лиц закону, а время, когда он узнал об этих действиях (бездействии), нарушающих его права.
Поскольку уведомление от 8 августа 2019 года о включении в реестр участников НИС с 1 апреля 2019 года было получено Аношкиным на руки не позднее 31 октября 2019 года, поэтому несостоятельным является довод жалобы о том, что только 28 ноября 2020 года он узнал о нарушении своих прав, получив ответ Росвоенипотеки об учете накопительных взносов на его именном накопительном счете с 1 апреля 2019 года.
Несостоятельным является и довод Аношкина о том, что 9 декабря 2016 года он обращался к командованию с рапортом о включении его в реестр участников НИС, поскольку факт надлежащего обращения с указанным рапортом своего подтверждения не нашел.
Так, согласно выписке из журнала учета служебных документов войсковой части N в декабре 2016 года такой рапорт не поступал, на самом рапорте, представленным Аношкиным, входящий номер и дата его поступления не проставлены, а из показаний свидетеля ФИО7 - ответственного лица за прием документов войсковой части N следует, что указанного рапорта она не видела и от Аношкина либо иных лиц такой рапорт не принимала.
Кроме того, из объяснений Аношкина, данных им в суде первой инстанции, видно, что этот рапорт был возвращен ему 12 декабря 2016 года командиром взвода (т. 1 л.д. 81), а бездействие командования, связанное с его нерассмотрением в судебном порядке им не оспаривалось.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с п. 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Как видно из материалов дела, именной накопительный счет Аношкина открыт 30 августа 2019 года. Накопления для жилищного обеспечения учитываются на его именном накопительном счете с 1 сентября 2019 года, в том числе накопительные взносы с 1 апреля 2019 года, то есть с даты возникновения основания для включения в реестр НИС, а инвестиционный доход - с третьего квартала 2019 года. По состоянию на 1 января 2021 года на его именном накопительном счете учтены накопления для жилищного обеспечения за период с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года в сумме "данные изъяты" руб. 53 коп, в том числе инвестиционный доход в сумме "данные изъяты" руб. 83 коп.
При таких обстоятельствах и учитывая, что в удовлетворении требования Аношкина о признании незаконным бездействия командования, связанного с не включением его в реестр участников НИС с 9 декабря 2016 года отказано, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий Росвоенипотеки, связанных с неначислением денежных средств на его именной счет участника НИС за период с 9 декабря 2016 года по 1 апреля 2019 года и о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по доведению до Росвоенипотеки дополнительных лимитов бюджетных обязательств, для перечисления на его именной накопительный счет накопительных взносов и суммы инвестиционного дохода, которые были бы ему начислены, в случае включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за указанный период не имеется и обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 1 марта 2021 года по административному исковому заявлению Аношкина Алексея Владимировича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.