Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Манохина В.В, Богдашова Д.А, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б, административного истца, её представителя Прокопенко К.В, представителей административного ответчика Попова И.А. и Павленко А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-40/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 09 марта 2021 года, которым подполковнику Трушиной ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решений жилищной комиссии ФГКУ "Ногинский спасательный центр МЧС России" (далее - центр), связанных с отказом в признании права на дополнительную общую площадь и внеочередное получение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, объяснения административного истца и её представителя в обоснование апелляционной жалобы, представителей административного ответчика, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Трушина с 2015 года состоит на жилищном учёте и в 2017 году ей избрана форма жилищного обеспечения в виде получения жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Решениями жилищной комиссии центра от 03 ноября и 10 декабря 2020 года административному истцу отказано в признании права на внеочередное получение жилищной субсидии и дополнительную общую площадь жилого помещения в связи с имеющимся у сына заболеванием.
Полагая свои права нарушенными, Трушина в судебном порядке оспорила упомянутые выше решения коллегиального органа и просила обязать жилищную комиссию центра учёсть при расчёте жилищной субсидии имеющееся у её сына право на дополнительную общую площадь жилого помещения, обеспечив выплату субсидии во внеочередном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что на момент принятия на жилищный учёт у её сына имелось заболевание, входящее в соответствующий перечень, а поэтому право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и дополнительную общую площадь жилья, несмотря на исключение этого заболевания из перечня, сохраняется за ней до настоящего времени.
Ссылаясь на ст. 4 ГК РФ и определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года N 959-О-О, отмечает, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что не предполагает произвольную отмену прав, приобретённых гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1, 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В частности, в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - перечень) и действовал до 1 января 2018 года.
По делу установлено, что сын Трушиной является ребёнком-инвалидом по заболеванию - код "данные изъяты", которое входило в вышеуказанный перечень.
В октябре 2017 года она обращалась в жилищную комиссию с заявлением о признании права на получение жилого помещения вне очереди, решением которой от 08 февраля 2018 года истцу в этом отказано.
Данное решение коллегиального органа Трушина в судебном порядке не оспаривала, соответственно, право на получение жилого помещения в порядке п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ за ней не признавалось и, вопреки утверждению в жалобе, не могло быть сохранено, а поэтому общеправовой принцип действия законодательства во времени, закреплённый в ч. 1 ст. 6 ЖК РФ о том, что акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, по настоящему делу применён быть не может.
На момент принятия жилищной комиссией центра оспоренного решения в ноябре 2020 года, действовал Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 года N 987н, в котором имеющееся у сына Трушиной заболевание отсутствует, а потому у жилищного органа отсутствовали правовые основания для признания за ней права на внеочередное получение жилья.
В Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённом приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года N 991н, заболевание сына также отсутствует.
Кроме того, вышеупомянутый приказ Минздрава России, как следует из его преамбулы, издан в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В названной норме Федерального закона предусматривается, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, законом закреплена возможность предоставления дополнительной общей площади жилого помещения только в случае обеспечения семей, имеющих детей-инвалидов, жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, жилищные права административного истца подлежат реализации посредством предоставления жилищной субсидии, что не предполагает необходимости учёта права на дополнительную общую площадь жилого помещения согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определяется Правительством РФ с учётом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Закона (п. 4 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с п. 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Законом о статусе военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. м при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Закона.
Права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Закона, Трушина не имеет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что прав и законных интересов Трушиной действиями административного ответчика нарушено не было, а потому обоснованно отказал в удовлетворении её административного иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 09 марта 2021 года по административному исковому заявлению Трушиной ФИО2 оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.