Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Богдашова Д.А, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. с участием административного истца и его представителя Ремизова А.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-23/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 7 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации полковника запаса Дреймана ФИО1 об оспаривании действий Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), связанных с расчётом выслуги лет.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Дрейман проходил службу по контракту в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В связи с предстоящим увольнением с военной службы Департамент произвел подсчёт выслуги лет на пенсию. Однако периоды с 5 августа 1996 года по 8 октября 1998 года и с 9 октября 1998 года по 18 июня 2001 года были ему засчитаны из расчета один месяц службы за полтора месяца.
На обращения административного истца в Департамент ему во включении спорных периодов военной службы в льготную выслугу из расчета один месяц за три месяца отказано.
Не соглашаясь с оспариваемым решением, Дрейман, полагая, что обстоятельства, позволяющие пересчитать его выслугу лет на льготных условиях, подтверждены вступившими в законную силу судебными решениями Владикавказского гарнизонного военного суда от 3 августа 2000 года и от 5 апреля 2002 года, которыми признано его право на выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца, обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать незаконным отказ заместителя директора Департамента от 9 сентября 2020 г. N 182/4/6034 и отменить его решение.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Дрейману отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, излагая обстоятельства административного дела, указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что конкретное количество дней фактического выполнения им в спорные периоды вышеназванных задач определены приказами командира войсковой части 64415 от 28 марта 2000 года N 31 и от 07 марта 2002 года N 55. Вышеназванные приказы были предметом исследования Владикавказского гарнизонного военного суда, что и явилось основанием для удовлетворения заявленных им требований в части признания права исчисления выслуги лет в льготном порядке за время фактического выполнения задач по нормализации обстановки восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Обращает внимание, что приказы командира войсковой части 64415 от 28 марта 2000 года N 31 и от 07 марта 2002 года N 55 были отменены приказом командира той же воинской части от 16 декабря 2002 года N 309 лишь в части его экономической составляющей, а именно в части выплаты полевых (суточных) денег в тройном размере и окладов по воинским должностям и званиям в двойном размере.
Считает, что периоды времени, определенные командиром войсковой части 64415, не могли быть отменены по результатам финансовой инспекции, так как установление фактического периода не входит в зону ответственности финансового органа.
Рассмотрев материалы дела и проверив решение суда в полном объеме, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" для указанных в нем категорий военнослужащих предусмотрены социальные гарантии и компенсации, в том числе связанные с льготным исчислением выслуги для назначения пенсии.
В частности, статьями 2 и 7 этого закона установлено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. При этом определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций было возложено на Правительство РФ.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные названным законом, предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства РФ по представлению министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 этого Постановления Правительства РФ определено, что соответствующие гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения военнослужащим задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ).
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 приказа Минобороны РФ от 4 января 1996 года N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах".
Согласно Указам Президента РФ от 4 февраля 1995 года N 93, от 15 февраля 1995 года N 139, от 19 октября 1996 года N 1474, от 13 мая 2000 года N 849, от 20 сентября 2000 года N 1680, от 6 октября 2004 года N 1285 и постановлениям Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 343, от 28 октября 1996 года N 1276 и от 26 декабря 2001 года N 896 Осетино-ингушский вооруженный конфликт имел место в октябре-ноябре 1992 года, а в последующие годы на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия проводились мероприятия по ликвидации его последствий, нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка (в том числе с 4 по 15 февраля 1995 г. вводилось чрезвычайное положение).
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 343, а затем пунктом 5 постановления Правительства РФ от 28 октября 1996 года N 1276 выполнение военнослужащими таких задач относилось к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
При этом перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых к их выполнению, было предписано определять председателю Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта, а затем полномочному представителю Президента РФ в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему административному делу являются фактическое выполнение заявителем в оспариваемый период задач ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, установленное приказами соответствующих командиров (начальника), а также включение воинской части, в которой заявитель проходил военную службу, в соответствующий перечень. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре Верховного Суда РФ "О судебной практике рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций".
Факт привлечения военнослужащего к выполнению задач в период, который исчисляется на льготных основаниях, должен быть доказан по делу в соответствии с требованиями процессуального закона.
Как видно из материалов административного дела, Дрейман в период с 5 августа 1996 года по 8 октября 1998 года и с 9 октября 1998 года по 18 июня 2001 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 64415 которая с 11 декабря 1994 года по 11 октября 1996 года и со 2 августа 1999 года по 1 июня 2002 года была включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике. В настоящее время он досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья и с 18 декабря 2020 года исключен из списков личного состава Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно приказам командира войсковой части 64415 от 28 марта 2000 года N 31 и от 7 марта 2002 года N 55, Дрейману, за время фактического выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия определены к выплате оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере с 6 августа 1996 года по 8 октября 1998 года и с 9 октября 1998 года по 18 июня 2001 года, а также определено время фактического выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы в условиях вооруженного конфликта за три месяца. Приказом командира войсковой части 64415 от 16 декабря 2002 года N 309 названные приказы от 28 марта 2000 года N 31 и от 7 марта 2002 года N 55 отменены. В обоснование этого командир войсковой части 64415 привел то обстоятельство, что личный состав воинской части период с 1 февраля 1995 года по 5 февраля 2002 года находился в пункте постоянной дислокации и фактически не выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия.
Между тем участие Дреймана в выполнении боевых задач в особых условиях (служебные командировки в Республику Чечня) в периоды только с 11 по 21 сентября 1996 года, с 25 октября по 1 декабря 1999 года, с 6 января по 25 февраля 2000 года, с 17 марта по 17 апреля 2000 года, дающее право на зачисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях из расчёта один месяц службы за три месяца установлено приказами командира войсковой части 64415 от 11, 21 сентября 1996 года NN 204, 213, от 25 октября, 1 декабря 1999 года NN 210, 238, от 6 января, 25 февраля 2000 года NN 2, 39, от 17 марта, 17 апреля 2000 года NN 53, 74, от 3, 30 ноября, 29 декабря 1999 года NN 137, 217, 156, от 25 января, 26 февраля, 27 марта, 31 мая 2000 года N 24, 10, 18, 78, соответственно. Указанные периоды административным ответчиком зачтен в выслугу лет Дреймана из расчета один месяц за три месяца, а спорный период - один месяц за полтора месяца.
Иных документов (приказов должностных лиц), подтверждающих выполнение Дрейманом в оспариваемый период фактических задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, в материалах дела, не имеется. Не представлены такие документы и административным истцом и его представителем.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу о том, что расчёт выслуги лет для назначения пенсии Дрейману произведен правильно и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
При этом утверждениям административного истца и его представителя о том, что право на льготное исчисление выслуги лет в оспариваемый период подтверждается решениями Владикавказского гарнизонного военного суда от 3 августа 2000 года и от 5 апреля 2002 года, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 7 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Дреймана ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 июля 2021 года.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.