Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А. и Павленка С.В, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В, с участием представителя административного истца Петровой Е.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-111/2020 по апелляционной жалобе начальника отделения (территориальное, г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны (далее - отделение ЗРУЖО) Российской Федерации Мизиновой Н.Ю. на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 41538 майора Закатова Александра Викторовича об спаривании решения начальника отделения ЗРУЖО, которым ему и членам семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10 проходит военную службу с августа 1992 года. В настоящее время в войсковой части 41538.
В марте 2000 года ФИО10 с членами семьи (супругой ФИО6 и дочерью ФИО7, 2000 года рождения) на основании ордера Министерством обороны Российской Федерации по месту прохождения военной службы предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" (далее - квартира), общей площадью 52, 1 кв. м, в которой он совместно с членами семьи с апреля 2000 года зарегистрирован и фактически проживает по настоящее время.
В 2009 году за административным истцом и его супругой зарегистрировано по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру.
В апреле 2020 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы ФИО10 обратился с заявлением к начальнику отделения ЗРУЖО о принятии его совместно с членами семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе Иркутске, в чем ему решением должностного лица жилищного органа ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложить на должностное лицо обязанность отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает, что право на обеспечение жилым помещением предоставляется гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Обращает внимание, что в период службы ФИО10 жилищным органом военного ведомства по ордеру обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения службы в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 52, 1 кв.м по адресу: "адрес", на состав семьи 3 человека.
Отмечает, что указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО10 и супруге с 2009 года. Право собственности на жилое помещение оформлено не на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, а иным способом.
По мнению автора жалобы, суд не учел, что в соответствии со ст. 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривается право граждан при наличии волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную или муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Поскольку право собственности на жилое помещение было оформлено ФИО10 не на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, а иным способом, то нормы закона о приватизации неприменимы.
Суд не принял во внимание, что обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения при получении жилого помещения в избранном жительства не имеет правового значения, поскольку право собственности не прекращает.
В заключение автор жалобы указывает, что признание ФИО10 нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания преждевременно.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя административное исковое заявление и возлагая на жилищный орган обязанность отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания и повторно рассмотреть указанный вопрос, суд первой инстанции исходил из того, что п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержит указания на форму собственности жилищного фонда, в котором проживает увольняемый военнослужащий по месту военной службы. Суд указал, что возможность сдачи приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность закреплена в федеральном законодательстве, а ФИО10 предоставил в распоряжение административного ответчика обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения.
Вместе с тем такой вывод суда противоречит материалам дела и является ошибочным, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются, в том числе жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы, в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила) самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является, в том числе избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Согласно подп. "а" п. 10 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержащееся в вышеназванной норме Федерального закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных данным законом.
При таких обстоятельствах военнослужащий, имеющий в собственности жилое помещение по установленным нормам, в том числе полученное от государства, и не сдавший его указанным выше федеральным органам, не имеет права требовать предоставления другого жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В этой связи подп. "а" п. 10 вышеуказанных Правил определяет, что наличие в собственности жилого помещения по установленным нормам исключает возможность признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем оспариваемый пункт Правил не содержит запретов и ограничений для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по сдаче ранее полученного жилого помещения, в том числе и того, которое было предоставлено им в собственность в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", для целей последующего обеспечения их жилыми помещениями в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона.
Согласно материалам дела на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО10 и членам семьи жилищным органом военного ведомства по месту службы предоставлена квартира по адресу: "адрес", общей площадью 55 кв. м, (согласно кадастровому паспорту 52, 1 кв. м), в которой они зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из материалов дела также усматривается, что на основании договора о совместной инвестиционной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ N и дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора о долевом участии в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения начальника Ивановской КЭЧ МВО от ДД.ММ.ГГГГ N названная квартира была приобретена за счет войсковой части 32490, а в сентябре 2009 года на основании вышеуказанных документов с согласия административного истца и его супруги передана им в собственность в равных долях.
Кроме того из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратился к начальнику отделения ЗРУЖО с просьбой принять его с членами семьи (супругой и дочерью) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в "адрес".
Согласно решению Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в "адрес"" утверждена учетная норма площади жилого помещения в Иркутске в размере 15, 0 кв. м.
Решением начальника отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то есть в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на таком учете.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал в решении, что в соответствии с п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N уровень обеспеченности ФИО10 и членов его семьи жилой площадью, с учетом общей площади занимаемой ими квартиры (более 45 кв. м) и количества зарегистрированных в ней лиц, соответствует учетной норме, установленной по городу Иркутску.
Выводы суд первой инстанции о значимости для жилищного органа обязательства ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче занимаемой им и членами его семьи ранее предоставленной ему военным ведомством квартиры несостоятельны, так как выраженная готовность собственником готовность к заключению гражданско-правовой сделки в отношении принадлежащего ему жилья, при отсутствии встречного волеизъявления со стороны уполномоченного государственного органа, сама по себе не может повлиять на возникновение каких-либо обязанностей у иного органа, к компетенции которого от имени военного ведомства отнесено принятие решений по жилищному учету, и который не принимал какого-либо участия в заключении гражданско-правовых договоров в отношении предоставленного военнослужащему жилого помещения, не обладая также и компетенцией давать согласие на заключение подобных сделок, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Кроме того, в соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) и корреспондирующей ей ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом гарнизонный военный суд оставил без внимания, что вышеуказанная квартира административным истцом приватизирована не была, право собственности на жилое помещение оформлено ФИО10 не на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, а иным способом, в связи с чем нормы законодательства о приватизации применению не подлежат.
Беспредметным является и указание судом первой инстанции в решении на возможность в соответствии со ст. 17 Закона о приватизации выкупа органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятия, учреждения у ФИО10 с их согласия жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.
С учетом вышеизложенного, основания для признания ФИО10 нуждающимся получении жилого помещения по избранному месту жительства у жилищного органа отсутствовали, в связи с чем в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным решение начальника отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, надлежит отказать.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и нарушением норм материального права отменить и принять новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления - отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
В окончательном виде апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.