Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Аносовой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2021 г. гражданское дело N 2-4314/2020 по апелляционной жалобе Храмцевича В. И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 г. по иску Храмцевича В. И. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Ленинградской области, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании права на пенсионное обеспечение.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав пояснения истца Храмцевича В.И, представителя истца - Курбанова А.В, представителя ответчика ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Бойцовой О.Н, представителя ответчика ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - Морозовой Ю.Б, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Храмцевич В.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с иском о признании за ним права на пенсионное обеспечение по линии МВД России на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, указав в обоснование заявленных требований, что он является гражданином Российской Федерации, ранее являлся гражданином Республики Беларусь, с 21 мая 2007 г. проходил службу в МЧС России, уволен 17 апреля 2015 г, в связи с достижением предельного возраста. Истец обратился в центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, однако, истцу было отказано в зачете части трудового стажа в выслугу лет. По мнению истца, его общий трудовой стаж составляет более 27 лет, свыше 13 лет из которых занимает военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в государственной противопожарной службе, а также время обучения в высшем учебном заведении, в связи с чем, он имеет право на пенсионное обеспечение по линии МВД России на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 г. в удовлетворении исковых требований Храмцевича В.И. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда от 17 ноября 2020 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение продолжительности стажа выслуги лет.
Со стороны ответчика ГУ МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик выражает согласие с решение суда, просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), и проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом выводов, содержащихся в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2016 г. по гражданскому делу N 2-127/2016, пришел к выводу об отсутствии у истца необходимой продолжительности стажа службы, дающей право на пенсионное обеспечение в рамках вышеуказанного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 указанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 указанного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой данной статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из анализа указанных правовых норм следует, что в ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 закреплены условия назначения пенсии за выслугу лет, согласно которым пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт "а" части первой статьи 13).
В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
При этом законодатель установилдополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста (пункт "б" части первой статьи 13), закрепив периоды стажа, включаемого в общий трудовой стаж при определении права на пенсию за выслугу лет.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации пенсионных прав указанных в нем категорий граждан, в том числе на льготных условиях.
Из материалов дела следует и было установлено судом первой инстанции, что в период с 11 июня 1986 г. по 3 июня 1988 г. истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.
В период со 2 декабря 1996 г. по 12 сентября 2006 г. истец, являясь гражданином Республики Беларусь, проходил службу в военизированной пожарной службе УВПС и подразделениях МОУ МЧС Республики Беларусь.
В период с 6 февраля 2006 г. по 20 мая 2007 г. истец проходил службу в 7 ПЧ ГУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербург", в период с 21 мая 2007 г. по 17 апреля 2015 г. - в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
17 апреля 2015 г. истец уволен со службы по достижении предельного возраста.
По мнению Храмцевича В.И. пенсионным органом неправильно рассчитан стаж его службы, дающий право на пенсионное обеспечение на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В ходе рассмотрения дела судебной коллегией на основании разъяснений, изложенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", был и исследованы материалы личного дела Храмцевича В.И. и приняты новые доказательства в виде послужного списка Храмцевича В.И, расчета выслуги лет, письменного ответа в адрес истца из Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Из представленных документов усматривается, что при определении права истца на льготное пенсионное обеспечение, в общий трудовой стаж истца включены периоды общей продолжительностью 27 лет 8 месяцев 29 дней, из которых в стаж службы включено 11 лет 11 месяцев 17 дней, чего недостаточно для назначения пенсии за выслугу лет на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Так в стаж службы истца включены следующие периоды:
- с 11 июля 1986 г. по 3 июня 1988 г. - служба в Вооруженных Силах на должностях рядового и сержантского состава, - с 31 января 1997 г. по 30 марта 1999 г. - инженер химической и радиационной разведки отделения химической, радиационной разведки и газоспасательных работ Специализированной аварийно-спасательной части военизированной пожарной службы отряда военизированной пожарной службы Молодечно и Молодечненского района;
- с 21 мая 2007 г. по 1 декабря 2010 г. - старший специалист научной группы отдела подготовки руководящего состава и обучения населения Управления (гражданской защиты) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу;
- с 1 декабря 2010 по 8 декабря 2011 - главный специалист отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу;
- с 8 декабря 2011 по 1 февраля 2012 - старший специалист отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу;
- с 1 февраля 2012 г. по 17 апреля 2015 г. - главный специалист отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
При этом истец выражает несогласие с включением части периодов в трудовой стаж и полагает, что нижеследующие периоды подлежали включению в стаж службы:
с 1 сентября 1985 г. по 11 июля 1986 г. - обучение в Белорусском университете;
с 2 декабря 1996 г. по 31 января 1997 г. - инженер химической и радиационной разведки отделения химической, радиационной разведки и газоспасательных работ Специализированной аварийно-спасательной части военизированной пожарной службы отряда военизированной пожарной службы Молодечно и Молодечненского района;
с 30 марта 1999 г. по 28 апреля 2000 г. - инженер химической и радиационной разведки отделения химической, радиационной разведки и газоспасательных работ Специализированной аварийно-спасательной части военизированной пожарной службы отряда военизированной пожарной службы Молодечно и Молодечненского района;
с 6 февраля 2007 г. по 20 мая 2007 г. - пожарный (рабочий) 7 пожарной части Государственного учреждения "14 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу, 5 разряд ЕТС.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, полагает, что они противоречат действующим нормам материального права, и приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, период обучения в Белорусском университете правомерно не был включен ответчиком в специальный стаж службы при расчете права на пенсию за выслугу лет на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Как было указано выше положениями ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено два различных варианта приобретения права на назначение пенсии за выслугу лет: независимо от возраста при наличии выслуги более 20 лет (п. "а" ст. 13) либо при наступлении 45-летнего возраста при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (п. "б" ст. 13).
При этом, периоды, подлежащие включению в стаж службы по п. "а" ст. 13 и по п. "б" ст. 13 указанного Закона различны.
Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определены в ст. 18 указанного Закона, в которой также указано, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения, Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Однако, порядок исчисления выслуги лет, определенный положениями ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в том числе, в части включения иных периодов работы, кроме службы, предусмотрен только при определении права на пенсионное обеспечение по п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Данный правовой вывод следует из текста положений ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определивший периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 указанного Закона, во исполнение которых и принято Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941.
При этом, исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет по п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предусмотрен прямо в тексте указанной правовой нормы и включает: военную службу, и (или) службу в органах внутренних дел, и (или) службу в Государственной противопожарной службе, и (или) службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Включение в стаж службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет по п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, иных периодов, кроме прямо предусмотренных в тексте указанной правовой нормы, вопреки доводам апелляционной жалобы, действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о необходимости включения периода обучения истца в стаж службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет по п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, со ссылкой на постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку данные правовые нормы к спорным правоотношениям, вопреки позиции истца, не применимы.
По аналогичным основаниям, судебная коллегия признает правомерными действия истца по невключению в стаж службы периода с 6 февраля 2007 г. по 20 мая 2007 г. в качестве пожарного (рабочего) 7 пожарной части Государственного учреждения "14 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу", поскольку в указанный период истец работал в рамках трудового законодательства, по трудовому договору, был уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, а следовательно, данный период работы не может быть включен в стаж службы истца на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 Указанный период обоснованно включен ответчиком в общий трудовой стаж истца.
Доводы истца о необходимости включения в стаж службы периода с 2 декабря 1996 г. по 31 января 1997 г. в качестве инженера химической и радиационной разведки отделения химической, радиационной разведки и газоспасательных работ Специализированной аварийно-спасательной части военизированной пожарной службы отряда военизированной пожарной службы Молодечно и Молодечненского района, также признаются судебной коллегией несостоятельными.
Действительно из представленного судебной коллегии личного дела истца и послужного списка следует, что приказом Минского областного УВПС от 29 ноября 1996 г. N 108 л/с истец со 2 декабря 1996 г. принят на службу.
Однако, в указанный период истец не был аттестован, ему не было присвоено специальное звание. Специальное звание лейтенант внутренней службы было присвоено Храмцевичу В.И. приказом МВД Республики Беларусь от 31 января 1997 г. N 34 л/с.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 31 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. N 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь".
Принимая во внимание, что специальное звание было присвоено истцу только 31 января 1997 г, период со 2 декабря 1996 г. по 31 января 1997 г. обоснованно включен ответчиком в общий трудовой стаж, а период после 31 января 1997 г. - в стаж службы.
Доводы истца о необходимости включения в стаж службы периода с 30 марта 1999 г. по 28 апреля 2000 г. также признаются судебной коллегией необоснованными, исходя из следующего.
Как было указано, приказом Минского областного УВПС от 29 ноября 1996 г. N 108 л/с истец со 2 декабря 1996 г. принят на службу в качестве инженер химической и радиационной разведки отделения химической, радиационной разведки и газоспасательных работ Специализированной аварийно-спасательной части военизированной пожарной службы отряда военизированной пожарной службы Молодечно и Молодечненского район; приказом МВД Республики Беларусь от 31 января 1997 г. N 34 л/с истцу присвоено специальное звание.
В указанный период истец проходил службу на территории иностранного государства - Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", согласно ст. которого в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Как следует из решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13 мая 2004 г. N 01-1/7-03, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают.
Понятие "сотрудник органов внутренних дел" определено в национальном законодательстве государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 г. На момент принятия Соглашения оно имело одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава реформированных органов было приравнено государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.
При перемене пенсионером места жительства его право на пенсионное обеспечение сохраняется в соответствии с принципом территориальности, закрепленном в базовом Соглашении от 13 марта 1992 г, а также в специальном Соглашении от 24 декабря 1993 г, и осуществляется на основе национального законодательства государства по вновь избранному месту жительства.
В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются. Государства-участники Соглашения от 24 декабря 1993 г, производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 г, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.
При этом, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 11 сентября 1998 г. N 442, из состава Министерства внутренних дел выделена военизированная пожарная служба и присоединена к Министерству по чрезвычайным ситуациям, указанному Министерству подчинены областные и Минское городское управление военизированной пожарной службы, отряды, части и посты военизированной пожарной службы, пожарные аварийно-спасательные отряды и части, учебные заведения и научные учреждения военизированной пожарной службы, подразделения обеспечения, специальные подразделения.
Таким образом, на основании данного Указа Президента Республики Беларусь, служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь выделана в качестве самостоятельного вида службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Беларусь.
Следовательно, период службы истца в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь не может быть включен в специальный стаж службы на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, поскольку в соответствии с вышеуказанным Соглашением от 24 декабря 1993 г. в выслугу лет включается только служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, а также в органах безопасности и внутренних дела государств - участников Соглашения, при этом международного договора между Российской Федераций и Республикой Беларусь о порядке пенсионного обеспечения сотрудников МЧС не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически моментом присоединения специализированной аварийно-спасательной части ВПС ОВПС, в которой истец осуществлял службу, к МЧС Республики Беларусь является дата перевода истца на службу в МЧС Республики Беларусь (20 апреля 2000 г.), противоречат представленным в материалы дела документам.
Так сведения о присоединении аварийно-спасательной части, в которой истец осуществлял службу, к МЧС Республики Беларусь 31 марта 1999 г. имеются в виде официальной отметки в послужном списке Храмцевича В.И. (л.д. 126-оборот).
Кроме того, в материалы дела представлен ответ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 18 февраля 2019 г, согласно которому в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 сентября 1998 г. N 442 "О реорганизации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" военизированная пожарная служба выделена из состава Министерства внутренних дел и присоединена к Министерству по чрезвычайным ситуациям. После вступления в силу Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 3 марта 1999 г. N 130, осуществлен прием на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям лиц, проходивших службу в военизированной пожарной службе МВД. Согласно приказам МВД Республики Беларусь от 30 марта 1999 г. N 0135, МЧС Республики Беларусь от 31 марта 1999 N 17, лица начальствующего и рядового состава военизированной пожарной службы органов внутренних дел 30 марта 1999 приняты на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Указанным ответом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 18 февраля 2019 г. подтвержден стаж службы истца в органах внутренних дел Республики Беларусь по 30 марта 1999 г.
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие международного договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о возможности включения в стаж службы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов службы в органах МЧС, ответчиком правомерно спорный период не был включен в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Доводы истца о том, что решением суда по предыдущему гражданскому делу N 2-127/2016 было установлено, что не подлежит включению в стаж период после 28 апреля 2000 г, а следовательно, период до указанной даты должен быть включен в стаж службы, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку как следует из текста решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2016 г. (л.д. 39-43) и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2016 г. (л.д. 44-50), предметом рассмотрения суда по гражданскому делу N 2-127/2016 являлся заявленный истцом период с 28 апреля 2000 г. по 12 сентября 2006 г, а следовательно, в силу положений ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, период, заявленный истцом при рассмотрении настоящего гражданского дела до 28 апреля 2000 г, предметом рассмотрения по гражданскому делу N 2-127/2016 не являлся.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в связи с отсутствие необходимой продолжительности стажа службы, предусмотренного указанной правовой нормой.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Храмцевича В. И, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.