Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В, Есениной Т.В.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 апреля 2021 года апелляционную жалобу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года по административному делу N 2а-5250/2020 по административному иску Гуковой Т.Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости, обязании осуществить государственную регистрацию права.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Гуковой Т.Л. - Кузьминой А.В, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - Галль Д.Н, представителя заинтересованного лица ООО "Л1-4" - Павлова А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гукова Т.Л. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра), в котором просила признать незаконным решение (уведомление) об отказе в государственной регистрации права от 3 августа 2020 года N N... в отношении объекта недвижимости по адресу: "адрес", возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права в отношении вышеуказанного объекта недвижимости на основании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 5 августа 2019 года N N... (л.д. 5 об.).
В обоснование административного иска Гукова Т.Л. ссылалась на то, что в соответствии с договором долевого участия в строительстве ей по передаточному акту была передана квартира.
5 августа 2019 года она обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости по адресу: "адрес"
Уведомлением от 15 августа 2019 года за N N... она извещена о приостановлении регистрации до 15 ноября 2019 года в связи с непредставлением документов, устанавливающих возникновение права конкретного лица на конкретный объект недвижимого имущества (правоустанавливающие документы). Управлением Росреестра не был принят в качестве документа, подтверждающего возникновение права, передаточный акт от 23 июня 2017 года, поскольку он не содержит сведений о передаче квартиры N "адрес" собственность. Кроме того, регистрирующий орган указал на необходимость предоставления документов, подтверждающих исполнение финансовых обязательств.
В связи с обращениями административного истца осуществление действий было приостановлено до 8 мая 2020 года.
В период приостановления Гукова Т.Л. приняла меры к истребованию у застройщика акта приема-передачи, содержащего сведения о передаче ей квартиры в собственность, в 2 экземплярах. Однако, ее обращения требуемого результата не дали. 24 марта 2020 года она представила в Управление Россреестр платежные документы.
Уведомлением от 3 августа 2020 года N N... Управление Россреестра по Санкт-Петербургу отказало в регистрации права, поскольку представленные к основному заявлению от 5 августа 2019 года N N... документы только частично устраняют замечания, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности. Оспариваемое уведомление от 3 августа 2020 года административный истец полагала незаконным, поскольку ею были представлены документы, на основании которых возможно провести регистрацию права.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об отказе государственной регистрации права N N... от 3 августа 2020 года.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права в отношении объекта недвижимости по адресу: "адрес" на основании заявления N N...
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2014 года между Гуковой Т.Л. и ООО "Л1-4" заключен договор долевого участия в строительстве, по условиям которого застройщик должен построить жилой дом по адресу: "адрес" и после разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать дольщику по акту квартиру с характеристиками, определенными в договоре. Дольщик обязуется оплатить и принять квартиру.
23 июня 2017 года между сторонами названного договора долевого участия подписан передаточный акт, по условиям которого административный истец в соответствии с условиями договора долевого участия в строительстве от 21 февраля 2014 года приняла квартиру N "адрес". Акт не содержит указания о том, что квартира передается в собственность административного истца (л.д. 49).
5 августа 2019 года Гукова Т.Л. обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости квартиры 589 по вышеуказанному адресу, предоставив в качестве основания регистрации права собственности копию договора N НМ67-125-Вулкан3-1 участия в долевом строительстве от 21 февраля 2014 года, передаточный акт от 23 июня 2017 года.
Государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект была приостановлена уведомлением от 15 августа 2019 года N78/059/208/2019-85 на срок до 15 ноября 2019 года по тому основанию, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно, представленный передаточный акт не подтверждает передачу квартиры N 589 в собственность; акт подлежит представлению в 2 экземплярах; не представлены документы, подтверждающие исполнение финансовых обязательств по договору долевого участия в долевом строительстве от 21 февраля 2014 года N НМ67-125-Вулкан3-1 (л.д. 12).
Гукова Т.Л. 13 сентября 2019 года истребовала у застройщика ООО "Л4-1" акт приема-передачи, в котором было бы указано, что квартира передается ей в собственность, в 2-х экземплярах, а также акт сверки. На данный запрос ответа не последовало.
30 сентября 2019 года административный истец направила в адрес застройщика повторный запрос, на который также ответ не получила.
27 ноября 2019 года в адрес застройщика был направлен третий запрос о предоставлении документов. Ответа не получено.
24 января 2020 года административный истец обратилась в офис застройщика с заявлением о предоставлении документов (Вхд. N04-08-105 от 24 января 2020 года). Ответа на данное заявление не последовало.
8 ноября 2019 года Гукова Т.Л. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о приостановлении государственной регистрации, уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 8 ноября 2019 года осуществление действий приостановлено до 8 мая 2020 года.
Из пояснений представителя ООО "Л4-1" следует, что он не оспаривал то, что при подписании акта приема-передачи квартиры административному истцу не был выдан второй экземпляр передаточного акта.
Как следует из оспариваемого в настоящем деле уведомления от 3 августа 2020 года N N... Управление Россреестра по Санкт-Петербургу в результате рассмотрения дополнительных документов, поступивших с заявлением от 24 марта 2020 года N N.., представленных к основному заявлению от 5 августа 2019 года N N.., пришло к решению о том, что представленные документы частично устраняют замечания, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности, а именно: в части предоставления документов, подтверждающих исполнение финансовых обязательств по договору долевого участия в долевом строительстве от 21 февраля 2014 года N НМ67-125-Вулкан3-1.
В то же время административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости по адресу: "адрес", так как представленный передаточный акт от 23 июня 2017 года не содержит сведений о передаче Гуковой Т.Л в собственность квартиры N 589. Также административный истец в нарушение положений части 3 статьи 21 Закона о регистрации предоставила только один подлинный экземпляр акта приема-передачи.
Также, материалами дела установлено, что Гукова Т.Л. обращалась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском об обязании ООО "Л1-4" предоставить двухсторонний акт приема-передачи квартиры N "адрес" находящейся по адресу: "адрес".
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года по делу N N... Гуковой Т.Л. отказано в удовлетворении исковых требования об обязании ООО "Л1-4" предоставить двухсторонний акт приема-передачи квартиры N "адрес" находящейся по адресу "адрес"
Разрешая заявленные в настоящем деле требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление участнику долевого строительства второго экземпляра акта, то его отсутствие не может являться препятствием для регистрации в установленном порядке право собственности на объект долевого строительства. Также суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный акт в соответствии с договором долевого участия в строительстве подтверждал передачу квартиры административному истцу в собственность.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учета которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном законом порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта долевого строительства по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
Также пунктом 5 статьи 8 вышеназванного закона установлено, что участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства, требованиям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если иное не установлено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в предусмотренный частью 4 настоящей статьи срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи) застройщик по истечении двух месяцев со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (за исключением случая досрочной передачи объекта долевого строительства, указанного в части 3 настоящей статьи). При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня составления предусмотренных настоящей частью одностороннего акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Материалами дела установлено, что 21 февраля 2014 года между застройщиком ООО "Л1-4" и административным истцом был заключен договор NНМ-67-125-Вулкан 3-1 участия в долевом строительстве.
Согласно условиям договора ООО "Л1-4" обязалось передать административному истцу квартиру, общей площадью 84, 31 кв.м, по адресу: "адрес"
23 июня 2017 года сторонами подписан передаточный акт квартиры N "адрес".
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что представленный передаточный акт и договор долевого участия могли рассматриваться административным ответчиком в качестве документов, подтверждающих наличие оснований для регистрации права собственности административного истца на квартиру N "адрес"
Несогласие с выводом суда о том, что непредоставление второго экземпляра передаточного акта от 23 июня 2017 года не препятствовало регистрации права собственности, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда.
Так, статья 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В частности, необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме (подпункт 1 пункта 3 статьи 21).
Между тем, особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства, урегулированы статьей 48 названного закона, в соответствии с которой для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:
1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;
2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю);
3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Таким образом, судебная коллегия полагает верным вывод суда, что Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не требует предоставления двух экземпляров передаточного акта при регистрации прав на основании договора долевого участив в строительстве.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает обязанности застройщика передать участнику долевого строительства два экземпляра передаточного акта.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление участнику долевого строительства второго экземпляра одностороннего акта.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.