Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Есениной Т.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4301/2020 по апелляционной жалобе Я.В.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 октября 2020 года по административному иску Я.В.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного истца Я.В.В. - К.С.И. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Я.В.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об исключении Я.В.В. из списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Я.В.В. просил суд возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании истца участником указанной программы.
В обоснование поданного в суд иска Я.В.В. ссылался на то обстоятельство, что в период с "дата" по "дата" проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел России, общая выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года 04 месяца; по месту прохождения военной службы на территории военного городка N... административному истцу и его семье на основании ордера была представлена трехкомнатная квартира "адрес".
Как указал истец, "дата" брак между ним и его супругой Я.Е.П. был расторгнут, в связи с невозможностью дальнейшего проживания с супругой, истец был вынужден выехать из указанного жилого помещения; приказом командующего войсками Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России от "дата" Я.В.В. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, "дата" исключен из списков личного состава части; в 2015 году Я.В.В. был признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
По утверждению истца, из уведомления ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "дата", ему стало известно, что решением административного ответчика он исключен из списков граждан участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации по причине того, что административный истец "дата" был снят с регистрационного учета по месту жительства в указанной квартире на основании решения Гатчинского городского суда Ленинградской области как утративший право пользования жилым помещением, находящимся на территории закрытого военного городка.
По мнению Я.В.В. решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об исключении его из списков граждан - участников указанной ведомственной целевой программы является незаконным, нарушающим жилищные права истца, а также гарантированное государством обязательство на жилищное обеспечение как бывшего военнослужащего, поскольку сам факт проживания в закрытом военном городке, не является самостоятельным основанием для признания гражданина участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", а его снятие с регистрационного учета и выезд из жилого помещения по указанному адресу не могут являться основанием утраты права получения государственного жилищного сертификата и исключения из списков граждан - участников ведомственной целевой программы.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 октября 2020 года, в удовлетворении административного иска Я.В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Я.В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Определением судебной коллегии по административным делам, внесенным в протокол судебного заседания от 19 мая 2021 года, произведена замена административного ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в связи с реорганизацией на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от "дата" N...
Административный истец Я.В.В, представитель административного ответчика ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
В период с "дата" по "дата" Я.В.В. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации (войсковая часть N...). На основании приказа командира войсковой части от "дата" N... Я.В.В. уволен досрочно в запас с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (в связи с невыполнением условий контракта); "дата" исключен из списков личного состава войсковой части.
С "дата" по "дата" Я.В.В. проходил службу во внутренних войсках МВД России (войсковая часть N...). На основании приказа командира войсковой части от "дата" N... Я.В.В. уволен в запас по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (по достижению предельного возраста); "дата" исключен из списков личного состава войсковой части (л.д.14-15).
Выслуга лет в календарном исчислении на "дата" составила 23 года 04 месяца 09 дней (л.д. 17).
Я.В.В. в составе семьи из четырех человек (истец, его супруга Я.Е.П, сын Я.А.В, дочь Я.Н.В.) на основании ордера N.., выданного "дата" КЭЧ Пригородного района Ленинградского военного округа Министерства обороны СССР, занимали трехкомнатную квартиру "адрес" (л.д. 13).
Брак Я.В.В. с Я.Е.П. расторгнут "дата", что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д. 16).
"дата" Я.В.В. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации (л.д. 18).
Согласно уведомлению ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "дата", Я.В.В. "дата" в составе семьи из одного человека признан участником указанной подпрограммы по избранному месту жительства Ленинградская область (л.д. 20).
"дата" ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принято решение N... об исключении Я.В.В. из списка граждан участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Основанием для исключения Я.В.В. из списка граждан участников указанной подпрограммы послужило то обстоятельство, что решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от "дата" Я.В.В. признан утратившим право пользования квартирой "адрес", в связи с чем, "дата" снят с регистрационного учета по данному адресу, что, как указано в уведомлении, свидетельствует об утрате Я.В.В. оснований, дающих ему право на получение сертификата (л.д. 24 с оборотом).
Отказывая в удовлетворении административного иска Я.В.В, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности исключения истца из списка граждан участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку Я.В.В. не является лицом, подлежащим переселению из закрытого военного городка.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац третий пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила).
Правилами регламентирован порядок предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, за счет средств федерального бюджета.
Впоследствии были утверждены аналогичные федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы и Правила.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил (в редакции от 18.02.2013, действующей на момент включения Я.В.В. в список участников данной программы), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2019 N 515 "Об утверждении Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а также Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 515, основаниями для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об исключении гражданина из числа участников ведомственной целевой программы является утрата гражданином - участником ведомственной целевой программы оснований, дающих ему право на получение сертификата.
С "дата" Я.В.В. был зарегистрирован по месту жительства в квартире "адрес" (л.д. 12).
В Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации, и органов ФСБ России, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации N... от "дата", в подразделе " "адрес"" указан военный городок "... ".
Я.В.В. в "дата" признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области, принятым "дата" по делу N.., Я.В.В. признан утратившим право пользования жилым помещением в виде трехкомнатной квартиры "адрес" (л.д. 21-22).
Как установлено данным решением суда, Я.В.В. в указанной квартире длительный период с 2000 года не проживает, попыток вселения не предпринимал.
Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу "дата" (л.д. 41).
Признание судом гражданина утратившим право пользования жилым помещением, означает, что гражданин выехал на новое местожительство в другое помещение и отказался в добровольном порядке от пользования жилым помещением.
Согласно сведениям (справка форма 9), представленным Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Я.В.В. на основании указанного решения суда "дата" снят с регистрационного учета по данному адресу (л.д. 42 оборот, 43 оборот).
При таких обстоятельствах, Я.В.В. в связи с утратой им права пользования жилым помещением в военном городке, более не является гражданином, подлежащий переселению из закрытого военного городка, что свидетельствует об утрате Я.В.В. оснований, дающих ему право на получение сертификата, в связи с чем, оспариваемое истцом решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации является законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Я.В.В. был включен в список участников ведомственной целевой программы как гражданское лицо, но не как бывший военнослужащий, поскольку последним местом прохождения им службы являлись органы МВД, а не Вооруженных сил Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 октября 2020 года по административному делу N 2а-4301/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.