Красноярского краевого суда Славкин М.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г Красноярска к Гуляевой Ольге Борисовне о взыскании пени по транспортному налогу по налоговым периодам 2015-2018 годы, по апелляционной жалобе Гуляевой О.Б, на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 29 декабря 2020 года, которым постановлено:
"Исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить.
Взыскать с Гуляевой Ольги Борисовны в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска пени по транспортному налогу по налоговым периодам 2015-2018 годы в общем размере 1 196 (одна тысяча сто девяносто шесть) рублей 32 копейки.
Взыскать с Гуляевой Ольги Борисовны в доход бюджета муниципального образования г. Красноярск государственную пошлину в размере 400 руб."
установил:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась с административным исковым заявлением к Гуляевой О.Б. о взыскании пени, исчисленной в связи с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога с физических лиц за период 2015-2018 гг, в размере 1196, 32 руб.
Требования мотивированы тем, что Гуляева О.Б. являлась в 2015-2018 г.г. собственником транспортных средств Nissan Juke, Lexus LX570. Административным ответчиком несвоевременно исполнена обязанность по уплате транспортного налога за указанный период, в связи с чем ей начислены пени. Недоимка по транспортному налогу за 2015 год оплачена 26.03.2017 г, за 2016 год - 30.11.2018 г, за 2017 - погашена в период с 30.11.2018 г. по 31.10.2019 г, за 2018 год - 22.05.2020 г... Налогоплательщику направлены требования об уплате пени. Начисленные пени в размере 1 196, 32 руб. не оплачены, при этом судебный приказ о взыскании сумм недоимки и пени в размере 87 468, 88 руб. по заявлению налогоплательщика отменен. Административный истец просит взыскать с Гуляевой О.Б. пени по транспортному налогу в размере 1 196, 32 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Гуляева О.Б. просила решение суда от 29.12.2020 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указала, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Как следует из приложенных к жалобе платежных документов, административным ответчиком уплата налога производилась в установленные сроки. Просрочка имеет место только за 2018 г. При этом, срок давности по начислению и взысканию пени за 2015 г. на дату подачи административного иска истек.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска Никифорова Е.В. просила оставить решение суда от 29.12.2020 г. без изменения, а апелляционную жалобу Гуляевой О.Б. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подаче апелляционных жалобы, представления на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый орган органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73, 55 кВт) предусмотрена налоговая ставка 5 рублей, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147, 1 кВт до 183, 9 кВт) включительно предусмотрена налоговая ставка 51 руб, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183, 9 кВт) предусмотрена налоговая ставка 102 руб.
Как следует из материалов административного дела и правильно установлено судом первой инстанции, в налоговые периоды 2015, 2016, 2017, 2018 гг, административный ответчик Гуляева О.Б. являлась собственником следующих транспортных средств:
- легковой автомобиль Nissan Juke, гос. рег. знак N, мощность двигателя - 190 л.с, - легковой автомобиль Lexus LX570, гос. рег. знак N, мощность двигателя 367 л.с.
Согласно налоговому уведомлению N91892372 от 06.08.2016 г, направленному 19.09.2016 г, по сроку уплаты 01.12.2016 г, Гуляевой О.Б. за 2015 г. был начислен транспортный налог в размере 5510 руб.
Согласно налоговому уведомлению N8431435 от 06.09.2017 г, направленному 27.09.2017 г, по сроку уплаты 01.12.2017 г, Гуляевой О.Б. за 2016 г. был начислен транспортный налог в размере 14 869 руб.
Согласно налоговому уведомлению N56466055 от 24.08.2018 г, направленному 10.09.2018 г, по сроку уплаты 03.12.2018 г, Гуляевой О.Б. за 2017 г. был начислен транспортный налог в размере 37 434 руб.
Кроме того, этим же уведомлением был произведен перерасчет суммы транспортного налога за 2016 г. - погашена сумма налога в размере 1377 руб.
Согласно налоговому уведомлению N763626 от 27.06.2019 г, направленному 05.07.2019 г, по сроку уплаты 02.12.2019 г, Гуляевой О.Б. за 2016, 2017, 2018 гг. был начислен транспортный налог на общую сумму 85 605 руб.
В связи с неуплатой налога в установленный срок, в адрес Гуляевой О.Б. налоговым органом направлялись требования N 31747 (срок уплаты - до 30.10.2019 г.), N4472 9 (срок уплаты - до 01.04.2020 г.) об уплате задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка N49 в Железнодорожном районе г. Красноярска был отменен судебный приказ о взыскании с Гуляевой О.Б. недоимки и пени по транспортному налогу в размере 87 468, 88 руб, государственной пошлины в размере 2424, 07 руб.
Разрешая заявленные требования, установив факт неисполнения административным ответчиком в полном объеме обязанности по своевременной оплате задолженности по транспортному налогу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 48, 69, 75, 357-359 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Инспекцией требований, взыскании с Гуляевой О.Б. пени по транспортному налогу за налоговые периоды с 2015 по 2018 годы включительно, в общем размере 1 196, 32 руб.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган в установленный абз.2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа предъявил требования к налогоплательщику, не исполнившему установленную законом обязанность по уплате соответствующих налогов и пени, в порядке административного искового производства.
При рассмотрении административного дела в апелляционном порядке, административный истец ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска представил суду уточненный расчет пени по транспортному налогу за указанный период, который составил - 1193, 29 руб, согласно расчету:
- за период с 21.12.2016 г. по 25.03.2017 г. - в размере 174, 48 руб. (с учетом списания 26.03.2017 г. - 34, 90 руб.);
- за период с 13.12.2017 г. по 29.11.2018 г. - в размере 372, 63 руб.;
- за период с 26.02.2019 г. по 26.06.2019 г. - в размере 127, 41 руб.;
- за период с 03.12.2019 г. по 06.02.2020 г. - в размере 0 руб. (с учетом списания 21.05.2020 г. - 667, 56 руб.);
- за период с 03.12.2019 г. по 06.02.2020 г. - в размере 518, 77 руб.
К апелляционной жалобе Гуляевой О.Б. были приложены платежные поручения об уплате транспортного налога посредством писания банком соответствующих сумм со счета налогоплательщика:
- платежное поручение N932 от 28.11.2017 г. о списании суммы 9359 руб.;
- платежное поручение N714039 от 21.05.2020 г. о списании суммы 37 434 руб.;
- платежное поручение N949752 от 29.11.2018 г. о списании суммы 37 434 руб.;
- платежное поручение N162 от 28.11.2017 г. о списании суммы 2673 руб.
В качестве основания платежа во всех вышеперечисленных документах указано: "Транспортный налог. Плательщик - Гуляев Ю.В.". Данные платежные документы исполнены банком в день их составления, о чем имеется соответствующая отметка.
Согласно письменным пояснениям ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска, денежные средства в размере 9359 руб. (списаны со счета 29.11.2017 г.) были учтены инспекцией в счет оплаты транспортного налога за 2016 г.
денежные средства в размере 37 434 руб. (списаны со счета 30.11.2018 г.) были учтены инспекцией в счет оплаты транспортного налога за 2016 г. (4133 руб.), за 2017 г. (33 301 руб.)
денежные средства в размере 37 434 руб. (списаны со счета 22.05.2020 г.) были учтены инспекцией в счет оплаты транспортного налога за 2018 г.
денежные средства в размере 2 673 руб. были учтены инспекцией в счет оплаты транспортного налога за 2016 г. у иного лица - Гуляева В.Д.
Разрешая довод административного ответчика Гуляевой О.Б. о своевременности уплаты сумм транспортного налога, со ссылкой на даты составления платежных поручений, судом апелляционной инстанции учтено следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Поскольку положение, предусмотренное п. 3 ст. 45 НК РФ, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков, положения данной статьи применяются с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Иное приводило бы к повторному взысканию с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов, что нарушает конституционные гарантии частной собственности и принцип равенства всех перед законом (статья 19 и 35 Конституции Российской Федерации).
При этом, исходя из смысла пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного суда N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 обязанность по уплате сумм налогов в бюджет считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения о перечислении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, за исключением случаев, когда налогоплательщик действовал в обход закона.
Вместе с тем в силу вытекающего из части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации запрета злоупотребления правом никто не вправе извлекать преимущество (выгоду) из своего недобросовестного поведения.
Из представленных Гуляевой О.Б. платежных поручений о списании со счета банка средств на уплату транспортного налога, усматривается что, в указанных документах отсутствовали сведения о том, по какому документу (индекс документа) производилась оплата задолженности.
В связи с данным обстоятельством, поступившие платежи нельзя было однозначно идентифицировать, уплаченная сумма был отнесена налоговым органом в счет непогашенной задолженности по истекшим налоговым периодам, имеющейся на момент оплаты, однако долг по заявленным требованиям в полном объеме погашен не был.
Указанные обстоятельства подтверждены карточкой расчета с бюджетом.
В силу ч. 7 ст. 45 НК РФ, поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Минфина РФ от 12 ноября 2013 года N 107н), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).
Представленные Гуляевой О.Б. платежные поручения не содержат данных о том, что сумма ею оплачена именно за спорные налоговые периоды. В качестве основания платежа плательщиком было только указано на перечисление в счет уплаты задолженности по транспортному налогу.
Кроме того, инспекцией были обоснованно не учтены денежные средства в размере 2 673 руб, перечисленные на основании платежного поручения от 28.11.2017 г. N162, поскольку, по реквизиту "код" было указано числовой значение (18 N), отличное от УИН административного истца, и соответствующее значению УИН другого налогоплательщика.
Уплачиваемые административным ответчиком платежи в размере 9 359 руб, 37 434 руб, 37 434 руб, были обоснованно зачтены налоговым органом в счет погашения имеющейся задолженности за соответствующие налоговые периоды:
Недоимка по транспортному налогу за 2016 г. была полностью погашена 30.11.2018 г.
Недоимка по транспортному налогу за 2017 г. была полностью погашена - 31.10.2019 г.
Транспортный налог за 2018 г. был полностью уплачен административным ответчиком 22.05.2020 г.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание сроки уплаты транспортного налога за соответствующие налоговые периоды, суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы Гуляевой О.Б. о своевременной уплате ею сумм транспортного налога за налоговые периоды 2016, 2017 г.
Разрешая доводы апелляционной жалобы относительно истечения срока давности по начислению и взысканию пени по налоговому периоду 2015 г, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения у налогоплательщика не исполненной задолженности по транспортному налогу за налоговый период 2015 г, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок уплаты транспортного налога за 2015 г. в размере 5510 руб, начисленного в адрес Гуляевой О.Б, истек 01.12.2016 г.
В связи с истечением периода для добровольной уплаты налога, Инспекцией за период с 02.12.2016 г. по 20.12.2016 г. был осуществлен расчет пени в размере 34, 90 руб, со сроком его исполнения до 21.02.2017 г. (требование N13620 от 21.12.2016 г.), а за период с 21.12.2016 г. по 25.03.2017 г. в размере 209, 38 руб.
После погашения 26.03.2017 г. части пени в размере 34, 90 руб, размер пени по транспортному налогу за налоговый период 2015 г. составил 174, 48 руб, включен в требование N31747, со сроком исполнения до 30.10.2019 г, а затем в требование N4472 со сроком исполнения до 01.04.2020 г.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гуляевой О.Б. суммы пени за налоговый период 2015 г, административный истец обратился 06.04.2020 г, то есть, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения соответствующих требований.
Принимая во внимание, что с настоящим административным иском Инспекция обратилась 06.11.2020 г, то есть, в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (26.05.2020 г.), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска срока и порядка обращения в суд, предусмотренного статьями 48 НК РФ и 286 КАС РФ, в части взыскания пени по транспортному налогу за налоговый период 2015 г.
Доводы административного ответчика Гуляевой О.Б. в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм процессуального права, противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку, расчет общего размера пени по транспортному налогу за 2015 г, 2016 г, 2017 г, 2018 г. был пересмотрен в ходе рассмотрения дела, размер пени уменьшен до 1193, 29 руб. обжалуемое решение суда в данной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда
определил:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 29 декабря 2020 г. изменить, взыскав с Гуляевой Ольги Борисовны в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска пени по транспортному налогу по налоговым периодам 2015-2018 годы в общем размере 1 193 (одна тысяча сто девяносто три) рубля 29 копеек.
В остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 29 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья М.М. Славкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.