Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Заскалько О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником Громовой М.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 июля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода работы в специальный стаж в льготном исчислении, установлении досрочной страховой пенсии - отказать.;
установила:
фио обратился в суд с иском к ответчику ГУ-Главному управлению ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указал, что решением ГУ-Главного управления ПФР N 9 по г. Москве и Московской области N *** от 04.10.2016 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью требуемого для назначения пенсии специального стажа лечебной деятельности. С указанным решением комиссии пенсионного органа истец не согласен, обратился с данным иском в суд, просил признать незаконным решение ГУ-Главного управления ПФР N 9 по Москве и Московской области N *** от 04.10.2016; обязать включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев работы периоды:
03.04.1987 по 19.05.1987;
10.09.1989 по 20.06.1990;
06.07.1990 по 15.09.1990;
01.09.1996 по 01.09.1997;
02.09.1997 по 25.02.1998;
26.02.1998 по 26.11.2001; обязать ГУ-Главное управление ПФР N 9 по Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения 17.08.2016.
Истец фио в судебное заседание при рассмотрении дела судом первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель ответчика ГУ-Главного управления ПФР N 9 по г. Москве и Московской области фио в судебном заседании против удовлетворения иска возражал ссылаясь на законность решения пенсионного органа. Представитель третьего лица ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен. Суд определилрассмотрение дела в отсутствие третьего лица.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, отсутствие оснований для назначения истцу пенсии досрочно.
В заседании суда апелляционной инстанции истец фио поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенного ответчика в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения стороны истца, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в части судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы истца и изученных материалов дела имеются ввиду следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган по вопросу досрочного назначения пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с учетом применения части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суд при рассмотрении дела положения указанных норм закона, устанавливающих возможность досрочного назначения пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учел, не применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным Списком предусмотрено включение в специальный стаж работы врачей-специалистов всех наименований в учреждениях, поименованных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, в календарном исчислении.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрен льготный порядок исчисления стажа:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных Правил.
Пункт 6 Правил исчисления периодов работы предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Указанный в подпункте "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, содержит в качестве наименования структурного подразделения "отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка", "отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка", "патолого-анатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института)", "отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов".
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 17.08.2016 фио обратился в ГУ-Главного управления ПФР N 9 по Москве и Московской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением комиссии ГУ-Главное управление ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, оформленным протоколом N *** от 04.10.2016, фио в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии специального стажа. Специальный стаж по подсчетам пенсионного органа составил 24 года 18 дней. Страховой стаж определен ответчиком как 30 лет 5 месяцев 24 дня.
Так, в специальный стаж в календарном порядке ответчиком включены периоды работы истца:
с 03.04.1987 по 19.05.1987 - фельдшер выездной 13-ой подстанции на Станции скорой и неотложной медицинской помощи главного управления здравоохранения Мосгорисполкома;
с 10.09.1989 по 20.06.1990;
с 06.07.1990 по 15.09.1990 - фельдшер выездной линейной бригады 29 - й подстанции на Станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома;
с 01.09.1996 по 01.09.1997 - врач-интерн в интернатуре по специальности анестезиология-реанимация отделения анестезиологии-реанимации в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Из подсчета специального страхового стажа истца исключены периоды работы:
с 02.09.1997 по 25.02.1998 - исполняющий обязанности младшего научного сотрудника отделения анестезиологии в НИИ скорой помощи имени Н.В, Склифосовского.;
с 26.02.1998 по 26.11.2001 - младший научный сотрудник отделения анестезиологии в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, поскольку согласно ответу Управления оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ-Главного управления ПФР N 9 по г. Москве и Московской области N 210-ОПП-И-2/23924 от 01.09.2016, должности исполняющего обязанности младшего научного сотрудника и младшего научного сотрудника отделения анестезиологии не относится к врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу и не входят в Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды: с 03.04.1987 по 19.05.1987 - фельдшер выездной 13-ой подстанции на Станции скорой и неотложной медицинской помощи главного управления здравоохранения Мосгорисполкома; с 10.09.1989 по 20.06.1990; с 06.07.1990 по 15.09.1990 - фельдшер выездной линейной бригады 29 - й подстанции на Станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома, принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что должность и структурное подразделение, в которых работал истец в рассматриваемые периоды, не дают ему право на льготное исчисление периодов, учтенных пенсионным органом в специальный стаж истца в календарном порядке в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Разрешая требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы: с 02.09.1997 по 25.02.1998 в должности исполняющего обязанности младшего научного сотрудника отделения анестезиологии в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского; с 26.02.1998 по 26.11.2001 в должности младшего научного сотрудника отделения анестезиологии в НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского, суд исходил из того, что должности- исполняющий обязанности младшего научного сотрудника и младший научный сотрудник не поименованы в Списке должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, также как не предусмотрены данные должности номенклатурой должностей работников здравоохранения и действующими в рассматриваемый период Списками и Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1066 от 22.09.1999.
Доводы истца о фактическом выполнении функциональных обязанностей врача-анестезиолога судом отклонены как несостоятельные со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами. Должности- исполняющий обязанности младшего научного сотрудника и младший научный сотрудник, которые занимал истец, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Не поименовано указанными Списками, а также действующим в 1987-1990 годах Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") в качестве структурного подразделения учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, выездная линейная бригада подстанции на Станции скорой и неотложной медицинской помощи, в которой работал истец, по характеру деятельности к отделениям анестезиологии-реанимации не относится.
Представленная истцом в обоснование доводов должностная инструкция младшего научного сотрудника НИИ СП им. Н.В.Склифосовского, утвержденная руководителем учреждения 08.11.2010, предусматривает в качестве основных должностных обязанностей: работать под руководством старшего научного сотрудника своего научного подразделения; осуществлять сбор, накопление и обработку научной информации в пределах поставленной задачи в соответствии с утвержденными планами НИР, составлять обзоры, отчеты о проделанной работе и готовить другие информационные материалы; участвовать в подготовке и продвижении экспериментальных работ, в обследовании и проведении анестезиологического обеспечения больных по профилю изучаемой патологии, в анализе результатов научных исследований, а также вести первичную научную документацию; участвовать во внедрении полученных результатов, научных исследований в практику в виде публикации научных статей, выступлений с докладами на конференциях и симпозиумах; участвовать в обсуждении научных работ, публикаций и изобретений; принимать участие в лечебной и диагностической работе отделения анестезиологии, обследовать и проводить анестезиологическое пособие у больных по профилю изучаемой проблемы.
Таким образом, должностные обязанности истца как научного сотрудника НИИ СП им. Н.В.Склифосовского были связаны с проведением научных исследований, внедрением результатов исследований, качественным оформлением и своевременным предоставлением плановой и отчетной документации, ведением медицинской документации, изучением научной литературы по специальности, то есть с научной деятельностью. При этом участие в лечебной деятельности младшего научного сотрудника обусловлено профилем изучаемой проблемы. Доводы истца о наличии правовых оснований для учета данных периодов работы в выслугу лет с льготным также исчислением подтверждения при рассмотрении дела не нашли. Работа в отделении анестезиологии учреждения здравоохранения само по себе достаточным основанием для удовлетворения иска не является.
Разрешая требования истца о включении в специальный страховой стаж периодов работы в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периода с 01.09.1996 по 01.09.1997 в должности врача-интерна в интернатуре по специальности анестезиология-реанимация отделения анестезиологии-реанимации в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности, исходя из того, что у истца отсутствовала квалификация врача-специалиста, которая присваивается только после окончания интернатуры.
Судебная коллегия считает, что в данной части выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права с учетом следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
В период работы истца в должности врача-интерна по анестезиологии-реанимации до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Согласно части 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 для врачей-анестезиологов-реаниматоров отделений (групп) анестезиологии-реанимации 1 год работы считается за 1 год и 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.1992 N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения" утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, в которой в раздел "врачи" отнесены следующие категории: "врач-интерн, врач-стажер, врач-специалист".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.03.1993 N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" установлено, что врач-интерн выполняет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Те же положения отражены в постановлении Министерства труда и социального развития от 27.08.1997 N 43, Приказе Минзравсоцразвития Российской Федерации от 06.11.2009 N 869.
Из трудовой книжки истца АТ-V N ***, архивной справки ГКУ "ЦАМД Москвы" от 15.07.2020 N 40596/1, 2 усматривается, что фио зачислен в штат клиники для прохождения интернатуры по специальности анестезиология-реанимация в отделение анестезиологии-реанимации НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского; имеются сведения о работе в данный период на полную ставку, выплате надбавки за вредность.
01.09.1997 фио уволен в связи с окончанием интернатуры и направлен в порядке служебного перевода в распоряжение НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Таким образом, с учетом изложенного, периоды работы фио в должности врача-интерна штата клиника по специальности анестезиология-реанимация в отделении анестезиологии-реанимации НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского подлежат включению в медицинский стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Изложенные обстоятельства не были установлены судом первой инстанции применительно к приведенным положениям закона, которые не были учтены судом, что привело к неверным выводам в рассматриваемой части и в соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
При суммировании периодов специального стажа истца, учтенного пенсионным органом бесспорно с включенным в подсчет стажа по результатам апелляционного рассмотрения дела, а именно, с 01.09.1996 по 01.09.1997 (в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев), продолжительность стажа, дающего право истцу на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не образует требуемую продолжительность 30 лет, оснований для установления истцу пенсии досрочно не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении иска по требованию о включении периодов работы фио в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы с 01.09.1996 по 01.09.1997, в данной части принять новое решение.
Обязать ГУ-Главное управление ПФР N 9 по г. Москве и Московской области включить в стаж фио, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, период работы с 01.09.1996 по 01.09.1997.
В остальной части решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 июля 2020 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.