Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Лобовой Л.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к Начальнику центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" об обязании установить надбавку за квалификационную категорию, произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму пенсии удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Московской области" назначить и выплачивать фио пенсию за выслугу лет с учетом надбавки за квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" в размере 15% к должностному окладу, начиная с 25.11.2019 г, выплатить разницу между новым и прежним размером пенсии за 12 месяцев с даты обращения, то есть с 26.11.2018 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Вернуть фио госпошлину, уплаченную согласно чеку по операции Сбербанк онлайн от 02.09.2020 г, в размере сумма;
установила:
фио обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату Московской области об обязании установить надбавку к пенсии за квалификационную категорию, произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму пенсии с 01.02.2002, а также взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец фио указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 01 февраля 2002 года и получает пенсию в пенсионном отделе Военного комиссариата Московской области. Имеет квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" полученную при прохождении военной службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, приказ Командующего ВВС Вооруженных Сил Республики Узбекистан N017 от 12.01.1997 г. Ответом Военного комиссариата Московской области N ЦСО/6489 от 20.12.2019 истцу отказано в пересмотре установленной пенсии с учетом доплаты за классность, поскольку пенсия летному составу, имеющему классную квалификацию, присвоенную в период службы в Вооруженных Силах государств СНГ, пересмотру не подлежит. Полагая решение ответчика незаконным и нарушающим его права, истец обратился с данным иском в суд
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика фиоН, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 01 февраля 2002 года и получает пенсию в пенсионном отделе Военного комиссариата Московской области. Имеет квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" полученную при прохождении военной службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, приказ Командующего ВВС Вооруженных Сил Республики Узбекистан N 017 от 12.01.1997.
27 ноября 2019 года истец фио обратился к Начальнику центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области с заявлением за входящим номером 985 о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" в размере 15 % к должностному окладу за период с 01.02.2002 г. по настоящее время.
На указанное обращение военным комиссариатом Московской области 20.12.2019 г. фио сообщено о том, что выплата пенсии производится в соответствии с действующим законодательством и оснований для пересмотра размера пенсии не имеется, поскольку в период с 01.01.1995 по 12.09.2001 (дата увольнения с военной службы) истец проходил службу в Вооруженных силах Республики Узбекистан, на основании чего, пенсия летному составу, имеющему классную квалификацию, присвоенную в период службы в Вооруженных Силах государств СНГ, пересмотру не подлежит.
Как следует из представленных в материалы дела возражений представителя военного комиссариата Московской области, фио 22.01.2020 повторно обратился в военный комиссариат Московской области и сообщил, что с ответом от 20.12.2019 г. об отсутствии оснований для пересмотра пенсии за выслугу лет с учетом классной квалификации "Военный летчик 2 класса" не согласен.
На указанное заявление военным комиссариатом Московской области фио сообщено, что классная квалификация "Военный летчик 2-го класса" присвоена ему приказом Командующего Военно-воздушными силами Вооруженных сил Республики Узбекистан от 12 января 1997 г. N 017 в соответствии с законодательством Республики Узбекистан во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, а не согласно законодательству Российской Федерации.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняли правовое положение военнослужащего, предусмотренное Законами Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
Согласно статье 56 названного Закона и пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года.
После принятия новой редакции закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-Ф3 от 28.03.1998 г, в статье 58 Закона (действие ранее принятых нормативно правовых актов) указано, что нормативные правовые акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Пенсионное обеспечение граждан, Российской Федерации, уволенных из национальных армий государств-республик бывшего СССР (из стран СНГ - после 31 декабря 1994 г, осуществляется в соответствии с Конституцией, Законодательством Российской Федерации, с учетом международных соглашений, подписанных Российской Федерацией, в том числе в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (Ташкентское соглашение).
В соответствии со статьей 1 Ташкентского соглашения пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных сил - государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами Объединенных Вооруженных сил Содружества, Вооруженных сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Разрешая спор и удовлетворяя исковых требования фио, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями закона, пришел к выводу, что квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" фио получил в условиях действия заключенного между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан в 1994 году договора о сотрудничестве в военной области, ратифицированный 17.12.1994, в связи с чем, имеет право на надбавку за классность к должностному окладу в размере 15% в соответствии с Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 396.
В статье 11 Ташкентского соглашения говорится, что стороны обеспечат соблюдение социальных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей при их перемещении с территории одной Стороны на территорию другой. Меры по реализации этих прав регулируются отдельным соглашением. За военнослужащими Вооруженных сил одной Стороны сохраняется право на перевод для прохождения дальнейшей службы в Вооруженные силы другой Стороны. Порядок перевода и прохождения службы определяется Соглашением между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан о порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы от 22 января 1993 г.
В 5 статье данного соглашения говорится, что офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил Республики Узбекистан и избравшие после увольнения место жительства на территории Российской Федерации, обеспечиваются пенсиями и пользуются всеми льготами и преимуществами, установленными для уволенных в запас (отставку) военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также 14 февраля 1992 г было подписано соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Оснований не согласиться с такой оценкой доказательств у судебной коллегии не имеется, поскольку согласно статье 1 указанного соглашения за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, при этом односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются.
Разрешая спор и удовлетворяя требования фио части перерасчета пенсии с 25.11.2019, а именно с даты обращения в ФКУ "Военный комиссариат Московской области" с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за квалификационную категорию "Военный летчик 2 класса" в размере 15% к должностному окладу и выплате разницы между новым и прежним размером пенсии за 12 месяцев с даты обращения, то есть с 26 ноября 2018 года, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта "б" 4.1, 2 ст. 55 Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и пунктом 1 подпункта "д" Приказа Министра обороны Российской Федерации N 288, МВД России N 627, МЧС России N 386, ФСБ России N 369, ФТС России N 855 от 12.07.2007 (ред. от 25.12.2012 г.) "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации", исходя из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Положение распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 3 п. 2), не учитывают редакции данного нормативного акта, и в частности, редакция, действующая до 07.08.2019, распространяла действие Положения на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения.
Апелляционная жалоба представителя ответчика фио не содержит доводов, которые не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняются как направленные на переоценку собранных по делу доказательств, не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года оставить без изменения; апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.