Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., Судей Шипиковой А.Г., Грибовой Е.Н., при ведении протокола помощником Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Беккер К.А. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 06 апреля 2021 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Беккер Ксении Александровны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей фио, фио, фио, фио к ДГИ г. Москвы о признании решения незаконным, возложении обязанности, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Беккер К.А. обратилась в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей с исковым заявлением к ДГИ г. Москвы о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований истцом указано, что 28.10.2020 Беккер К.А. подала в Департамент городского имущества г. Москвы заявление о принятии семьи истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением всех необходимых документов.
В ответ на данное заявление Ответчик направил уведомление от 10.11.2020 N33-5-102227/20-(0)-1, в котором отказал в предоставлении указанной государственной услуги.
Истец считает, что отказ в предоставлении государственной услуги является незаконным и с указанным решением Ответчика не согласна.
Расторжение брака может рассматриваться как действие, повлекшее ухудшение жилищных условий, лишь в том случае, если расторжение брака каким-либо образом привело к уменьшению размера занимаемых Заявителем жилых помещений.
Ответчик не указал, как именно расторжение брака ухудшило жилищные условия семьи Истца, факт ухудшения жилищных условий никак не доказывается. Утверждение Ответчика об ухудшении жилищных условий Истцом в результате расторжения брака не соответствует действительности.
22 декабря 2017 году брак между Беккер К.А. и фио был расторгнут. При этом место постоянной регистрации истца, ее четверых детей, а также бывшего супруга не изменилось и осталось прежним: адрес. Расторжение брака между Истцом и фио никак не повлияло на жилищные условия семьи. Как до, так и после расторжения брака Истец с четырьмя детьми и ее бывший супруг фиоА продолжали проживать по адресу: адрес. Каких-либо новых граждан ни Истец, ни ее бывший супруг в указанную квартиру не вселяли. Указанная квартира принадлежит на праве собственности фио Собственник на данной жилплощади зарегистрирована никогда не была. Собственностью кого-либо из супругов данная квартира никогда не являлась и не является.
Смена места жительства не привела к ухудшению жилищных условий Истца.
Так, с 15.06.2010 по 23.10.2019 Истец, её четыре несовершеннолетних ребенка и фио (бывший супруг Истца) проживали по адресу: адрес.
23.10.2019 Истец, ее четыре несовершеннолетних ребенка и бывший супруг Истца фио вселились в квартиру по адресу: адрес. Площадь указанной квартиры составляет 61 кв.м. В данной квартире на момент вселения проживала фио и фио Таким образом, в квартире стали проживать 8 (восемь) человек (Беккер К.А, ее 4 несовершеннолетних ребенка: фио, фио, фио, фио, а также фио, фио, фио). Площадь, приходящаяся на каждого проживающего, рассчитывается следующим образом: 61 кв.м. / 8 = 7.625 кв.м.
08.10.2020 года Истец со своими четырьмя детьми переселилась в квартиру, где проживала ранее (с 2010 по 2019 год), по адресу: адрес. В данной квартире никто больше не проживал. Площадь данной квартиры составляет 39 кв. адрес, приходящаяся на каждого проживающего, рассчитывается следующим образом: 39 кв.м. / 5 = 7.8 кв.м.
адрес по адресу адрес не привел к ухудшению жилищных условий Истца, а напротив привел к их улучшению, так как ранее на каждого проживающего приходилось 7.625 кв.м, а после переселения стало приходиться 7.8 кв.м.
В сентябре 2019 года фио, которой принадлежит квартира, распложенная по адресу: адрес, потребовала, чтобы Истец с детьми освободили квартиру для проведения в квартире ремонта. В связи с этим между Истцом, с одной стороны, и фио, фио, с другой стороны, 01.10.2019 был заключен договор возмездного найма жилого помещения сроком на 364 дня. По условиям указанного договора была обязана не позднее 31.10.2019 г. переселиться по адресу: г. Москва, фио, д. 16, кв.15, а после проведения ремонта обязывалась не позднее 30.10.2020 вернуться на прежнее место жительства и переселиться по адресу:г. Москва, адрес.
23.10.2019 Истец, ее четыре ребенка и бывший супруг фио, сменили место жительства и переехали из квартиры, распложенной по адресу: адрес, в квартиру, расположенную по адресу адрес. адрес и регистрация по новому месту жительства были вызваны необходимостью проведения ремонта и носили временный характер, что подтверждается Договором найма жилого Помещения.
После проведения ремонта, 08.10.2020 Истец с детьми в соответствии с условиями договора, вернулась на прежнее место жительства и снова зарегистрировалась в квартире, расположенной по адресу: адрес.
Смена места жительства Истца 23.10.2019 также не привела к уменьшению занимаемого Истцом помещения. По адресу: адрес, до 23.10.2019 проживало 6 человек (Истец, ее бывший супруг и четыре ребенка). Площадь, приходящаяся на каждого проживающего, рассчитывается следующим образом: 39 кв.м. / 6 = 6.5 кв.м.
адрес обратно (в 2020 году на адрес), также привел к улучшению жилищных условий Истца, так как вернулось в квартиру не 6 (шесть) человек, а 5 (пять). Бывший супруг Истца остался проживать по адресу: г.Москва, адрес.
Истец просила суд: признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги от 10.11.2020, принятое по заявлению Беккер К.А.; обязать Департамент городского имущества г. Москвы исключить мотивировку - совершение за пять лет, предшествующих дате подаче заявления действий, повлекшего ухудшение жилищных условий, и считать ее не подлещей применению при получении сведений о жилищной обеспеченности; возложить на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление Беккер К.А. и ее несовершеннолетних детей - фио, фио, фио и фио - о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В судебном заседании истец Беккер К.А... а также ее представитель по доверенности фио заявленные требования поддержали в полном объеме, просили исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности фио просила в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Беккер К.А, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на то, что судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав Беккер К.А, ее представителя фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ДГИ г.Москвы фио, возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Беккер К.А, а также ее несовершеннолетние дети (фио, фио, фио, фио) проживающие в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 40, 4 кв.м по адресу: адрес, обратились с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Собственником жилого помещения (без регистрации) является фио, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 03.11.2020 N 99/2020/357577536.
Судом также установлено, что Беккер К.А. 1987 г.р, фио 2007 г.р, фио 2012 г.р, фио 2013 г.р, фио 2015 г.р. с 2010 года были зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, в 2019 году выбыли по месту жительства по адресу: адрес, где в составе семьи из 8 человек (Беккер К.А, фио, фио, фио, фио, фио 1979 г.р, фио 1955 г.р, фио 1996 г.р.) занимали двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 61, 0 кв.м.
Беккер К.А. на жилищном учете не состояла.
В 2020 году Беккер К.А. в составе семьи из 5 человек (она, несовершеннолетние дети) вновь зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес.
Брак между Беккер К. А. и фио расторгнут 19.12.2017, что подтверждено копией свидетельства о расторжении брака от 22.12.2017, выданного Солнцевским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы.
Беккер К. А. в новом браке не состоит.
Уведомлением Департамента от 10.11.2020 N 33-5-102227/20-(0)-1 Беккер К.А. отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. п. 2.10.1.3 административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку не истек предусмотренный законодательством Российской Федерации срок со дня совершения действий, в результате которых граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, что является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Заявляя исковые требования, истец указала на то, что она жилищные условия не ухудшала, сменив место жительства, расторгнув брак.
Суд не согласился с доводами истца ввиду следующего.
Одним из обязательных условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, установленных ст. 7 Закона N 29, является несовершение за 5 лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 10 Закона N 29 к действиям, повлекших ухудшение жилищных условий, отнесено изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.
Судом установлено, что с 2019 года по 2020 год обеспеченность площадью жилого помещения Беккер К.А. в составе семьи из 8 человек, с учетом собственности фио по адресу: адрес, составляла 12, 68 кв.м, что составляло более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителей из 5 человек составляет 8, 08 кв. м, что составляет менее учетной нормы и соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29.
Кроме того, для проверки факта ухудшения жилищных условий заявителя и члена его семьи необходимы документы личного характера бывших супругов, брак с которыми расторгнут менее 5 лет назад, а в случае проживания бывшего супруга вне Москвы - документы о жилищной обеспеченности (жилищные документы с места проживания) и сведения о наличии/отсутствии в собственности иных жилых помещений, право собственности на которые оформлено в период нахождения в браке с заявителем или с членом семьи заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в случае, если для предоставления государственной или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" Департамент не имел возможности получить документы на фио в порядке межведомственного взаимодействия, поскольку в пакете документов отсутствовало письменное согласие фио на обработку его персональных данных.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу о том, что истец совершила за пять лет, предшествующих дате подачи заявления действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых она и ее несовершеннолетние дети могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (изменение состава семьи Беккер К.А. в 2020 году, расторжение брака между Беккер К.А. и фио в 2017 году), что не соответствует установленным п. 4 ст. 7 Закона N 29 условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец не являлась членом семьи фио, не может быть принята во внимание.
По смыслу ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" N 29 от 14 июня 2006 года, с учетом положений п. 4.1 постановления Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" разными семьями признаются граждане, проживающие в одной квартире по нескольким договорам социального найма или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнате), то есть в коммунальной квартире.
Согласно положениям Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29, членами семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе, вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Указанное определение членов семьи используется исключительно в целях реализации гражданами прав и обязанностей в жилищной сфере и не является тождественным определению "семья", используемому в целях, установленных Семейным Кодексом Российской Федерации.
Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
Все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
Судом правильно установлено, что с 2019 года по 2020 год обеспеченность площадью жилого помещения Беккер К.А. в составе семьи из 8 человек, с учетом собственности фио по адресу: адрес, составляла 12, 68 кв.м, что составляло более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
После изменения состава семьи размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителей из 5 человек составляет 8, 08 кв. м, что составляет менее учетной нормы и соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беккер К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.