Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В, судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Иосебашвили Э.Х, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Блохина Ю.В.
на решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Блохина Ю.В. к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании отказа незаконным, обязании установить доплату к страховой пенсии по старости, отказать, УСТАНОВИЛА:
Блохин Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа Минтруда России в установлении доплаты к страховой пенсии по старости и обязании установить ежемесячную доплату к пенсии в размере 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы Российской Федерации на 01.06.2004 г. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он с 01.06.2004 г. является получателем пенсии по старости, в мае 1989 г. был избран народным депутатом СССР от Кишеневско-Октябрьского национального избирательного округа N *** (Молдавская ССР) на постоянной основе и с 24.10.1989 г. исполнял обязанности заместителя председателя Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экономической реформы. На основании постановления Верховного Совета СССР от 28.11.1991 г. N 118-Н истец был освобожден от исполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Верховном Совете СССР в связи с его реорганизацией. В связи с этим, истец полагает, что имеет право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частями второй и третьей статьи 29 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя. Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Блохин Ю.В.
В заседание судебной коллегии истец и ответчик не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Тутова Н.Д, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата государственной думы федерального собрания Российской Федерации" (в действующей редакции), гражданин Российской Федерации не менее пяти лет исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае, указанном в пункте "д" части первой статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ), имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 1032-1) (часть вторая).
Ежемесячная доплата к пенсии гражданину, указанному в части второй указанной статьи, устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла при исполнении полномочий члена Совета Федерации и (или) депутата Государственной Думы от пяти до десяти лет - 55 процентов, десять лет и более - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (часть третья).
В силу части второй статьи 44 Федерального закона N 3-ФЗ действие положений данного Федерального закона, устанавливающих гарантии социальной защиты члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, распространяется также на депутатов Совета Федерации первого созыва, освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления ими депутатских полномочий, на членов Совета Федерации, осуществлявших или продолжающих осуществлять свои полномочия с января 1996 года, а равно над депутатов Государственной Думы первого и второго созывов, за исключением депутатов Государственной Думы первого созыва, являвшихся одновременно членами Правительства Российской Федерации
Частью третьей статьи 44 Федерального закона N 3-ФЗ действие положений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой статьи 29 данного Федерального закона, устанавливающих пенсионное обеспечение депутата Государственной Думы, распространяется также на народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществляющей свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23.05.2019 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) за членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прекратившими исполнение своих полномочий до 01.01.2017, лицами, указанными в статье 44 Федерального закона N 3-ФЗ, а также членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, приобретшими до 01.01.2017 право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ имеющим на 01.01.2017 продолжительность исполнения полномочий члена (депутата) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее одного года и продолжающими исполнять указанные полномочия на 01.01.2017 сохраняется право на установление ежемесячной доплаты к пенсии и определение ее размера в соответствия с частями второй и третьей статьи 29 Федерального закона N 3-ФЗ без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
В соответствии с частью девятой статьи 29 Федерального закона N 3-ФЗ порядок установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, определяется Правилами установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 635 (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они в соответствии со статьями 29 и 44 Федерального закона N 3-ФЗ определяют порядок установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации N 1032-1, гражданам Российской Федерации, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, продолжительность исполнения которых не менее продолжительности, установленной Федеральным законом N 3-ФЗ (за исключением граждан Российской Федерации, полномочия которых в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае, указанном в пункте "д" части первой статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ), депутата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления им депутатских полномочий, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, осуществлявшего или продолжающего осуществлять свои полномочия с января 1996 года, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого и второго созывов (за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, являвшихся одновременно членами Правительства Российской Федерации), а также народного, депутата РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, являвшегося членом Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявшего депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации либо в его органах на постоянной основе.
Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается решением Минтруда России на основании заявления гражданина Российской Федерации, оформленного по форме согласно приложению N 1 к Правилам и представленного в Министерство либо в Аппарат Совета Федерации, Аппарат Государственной Думы соответственно, к которому прилагаются следующие документы: а) копия паспорта гражданина Российской Федерации; б) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; в) подлинник архивной справки об осуществлении народным депутатом РСФСР созыва 1990 - 1995 годов депутатской деятельности в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе либо об избрании его членом Верховного Совета Российской Федерации (в случае отсутствия соответствующей записи в трудовой книжке); г) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (пункты 3, 4 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил основанием для отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии является несоответствие гражданина Российской Федерации требованиям, предусмотренным статьями 29 и 44 Федерального закона N 3-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Блохин Ю.В. является получателем пенсии по старости.
Истец обратился в Минтруд России с заявлением о назначении ему в соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ ежемесячной доплаты к пенсии, к которому был приложен подлинник архивной справки об осуществлении им полномочий народного депутата СССР созыва 1989-1991 годов. Указанное заявление было зарегистрировано 14.07.2020 за N ОГ-73953.
Письмом Минтруда России от 23.07.2020 N 21-3/ООГ-7138 представленные истцом на рассмотрение документы были ему возращены, поскольку предусмотренный положениями Федерального закона N 3-ФЗ и Правил порядок пенсионного обеспечения на граждан Российской Федерации, избранных народными депутатами СССР созыва 1989-1991 годов и являвшихся членами Верховного Совета СССР или осуществлявших депутатскую деятельность в органах Верховного Совета СССР на постоянной основе, не распространяется.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исследовал и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и, исходя из установленных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка истца в обоснование своих доводов на пункт 4 Постановления Верховного Совета СССР от 28.11.1991 N 119-Н "О гарантиях и компенсациях народным депутатам СССР в связи с освобождением от выполнения служебных обязанностей в Верховном Совете СССР и его органах" (далее - Постановление N 119-Н) правильно признана судом несостоятельной, поскольку в данном пункте Постановления N 119-Н речь идет о досрочном назначении пенсии по возрасту народным депутатам СССР, освобожденным от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Верховном Совете СССР и его органах. Согласно пункту 4 Постановления N 119-Н народным депутатам СССР, освобожденным от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Верховном Совете СССР и его органах при невозможности трудоустройства по причинам, указанным в части третьей статьи 1 указанного Постановления, а также ранее работавшим на выборных должностях, по их желанию, может назначаться пенсия по возрасту: мужчинам, достигшим ко дню высвобождения 58 лет, женщинам - 53 лет, при соблюдении других условий, предусмотренных пенсионным законодательством Союза ССР и республик.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны в соответствии с приведенными положениями закона и исходя из фактических обстоятельств дела. При этом учитывает также и то, что законопроект о внесении изменений в часть 3 статьи 44 Федерального закона N 3-ФЗ в части, касающейся распространения порядка пенсионного обеспечения на граждан РФ, избранных народными депутатами СССР созыва 1989-1991 годов, согласно заключению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту подлежал отклонению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Блохина Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.