Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при ведении протокола помощником судьи Волгиным Г.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ***
на решение Тверского районного суда города Москвы от 22 января 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ***к ГУ МВД России по г. Москве о признании права на включение периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, удовлетворить.
Признать за *** право на включение периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, установила:
*** обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о признании права на включение периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, в обоснование требований ссылаясь на то, что в указанный период проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД РФ в в/ч 3772, дислоцировавшейся в РСО-Алания, г. Владикавказ. В ходе прохождения службы он выполнял задачи по нормализации обстановки и восстановлению законности и правопорядка в районе Осетино-Ингушского конфликта, служебно-боевые задачи на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта. Между тем, обратившись в адрес ответчика с заявлением о зачете приведенного периода в выслугу лет в льготном исчислении, он получил ответ, согласно которому период прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении не учитывается. Полагая отказ во включении в выслугу лет периода срочной военной службы в льготных условиях незаконным, он обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Толоконников М.М, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Толоконникова М.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Названным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Судом установлено, что *** в период с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД РФ, в/ч 3772, дислоцировавшейся в РСО-Алания, г. Владикавказ, при этом, как указал суд, в ходе прохождения службы он выполнял задачи по нормализации обстановки и восстановлению законности и правопорядка в районе Осетино- Ингушского конфликта, служебно-боевые задачи на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта, что следует из представленной в материалы дела копии военного билета серии AM N 0201874, выданного ВК Елецким Липецкой области 08 июня 1995 года, копии справки командира в/ч 3772.
24 июня 2016 года истец уволен из органов внутренних дел, приказом ОМОН ГУ МВД России по г. Москве от 25 мая 2016 года.
Согласно ответу ГУ МВД России по г. Москве от 14 марта 2018 года N 3/177716715181, истцу было отказано во включении периода службы по призыву с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, поскольку на военнослужащих, выполнявших задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики в условиях чрезвычайного положения, распространение льгот, установленных Федеральным законом от 27.11.2002 N 158 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", не предусмотрено.
Разрешая данный спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", абз. 15 п. п. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, ко мпенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", Указа Президента РФ N 1327 от 02.11.1992 г. "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики", частью 2 статьи 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 " О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", Постановления Правительства РФ N 280 от 31.03.1994 г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций", суд пришел к выводу о том, что спорный период прохождения истцом военной службы по призыву подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что служба истца проходила в особых условиях.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В силу ст. 70 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со статьей 1 указанного закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. Согласно части второй статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 Закона.
В соответствии с частью третьей статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 Постановления от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установило, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
К числу исключений, поименованных в п. 5 названного Постановления от 22.09.1993 N 941 (военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных) истец не относится.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2003 г. N 268-0 также высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
Из указанного выше определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.
Вопреки выводам суда, Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Условия единой системы правовой и социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, конкретизированы в других нормативных правовых актах.
Таким образом, оснований для признания права истца на включение периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три месяца, у суда не имелось.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из изложенного выше, состоявшееся по делу решение не может быть признано законными и подлежат отмене, как постановленное при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и н еправильном применении норм материального права, с принятием по делу нового решения о отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 22 января 2021 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать ***у Дмитрию Васильевичу в удовлетворении заявленных требований к ГУ МВД России по г. Москве о признании права на включение периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 19 июня 1995 года по 22 мая 1997 года в выслугу лет в льготном исчислении, как один месяц за три месяца.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.