Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Левшенковой В.А, судей Мищенко О.А, Морозовой Д.Х, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трусковской И.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
гражданское дело Люблинского районного суда г. Москвы N 2-4359/2020 по апелляционной жалобе истца Мелкумова В.Ф. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мелкумова Вадима Феликсовича к Индивидуальному предпринимателю Аветисяну Еноку Самвеловичу о защите прав потребителя - отказать.
Взыскать с Мелкумова Вадима Феликсовича в пользу Индивидуального предпринимателя Аветисяна Енока Самвеловича расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб, УСТАНОВИЛА:
Мелкумов В.Ф. обратился в суд с иском к ИП Аветисяну Е.С, уточнив который просил взыскать 112 661 руб. в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи сантехнического оборудования, компенсировать моральный вред в размере 40 000 руб, взыскать судебные расходы на представителя в размере 92 900 руб, штраф, указав, что 25 февраля 2020 года между Мелкумовым В.Ф. и ИП Аветисяном Е.С. был заключен договор купли-продажи (заказ клиента) N 286163, по условиям которого 05.03.2020г. ответчик продал истцу сантехническое оборудование 21 наименования на сумму 124 449 руб..
Как указывает истец, в ходе телефонного разговора с менеджером продавца при формировании заказа истец указал, что он дает согласие на оплату всего товара, но только после приобретения и примерки к интерьеру ванной комнаты, а в случае, если товар истцу не подойдет, его часть будет возвращена продавцу, на, что истцу было дано согласие и заверение в том, что в течение двух недель он сможет сдать товар неподходящий ему по цвету, габаритам, форме.
05.03.2020 г. истец оплатил товар при его получении, не имея возможности осмотреть его, кроме того продавцом не была предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, изготовителе, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, наименование технического регламента, свидетельствующего об обязательном подтверждении соответствии товара.
При осмотре приобретенного товара дома истец обнаружил, что из всего перечня товара ему по интерьеру ванной комнаты и габаритам подходят только две позиции, о чем 12.03.2020 г. истец сообщил продавцу по телефону и уведомил о возврате товара, однако в этом ему было отказано.
13.03.2020 г. истец обратился к ответчику с письменным заявлением о возврате 19 позиций и возврате денежных средств, уплаченных них, в чем также было отказано в связи с истечением срока для возврата товара.
В судебном заседании истец Мелкумов В.Ф. и его представитель по доверенности Олейникова С.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик ИП Аветисян Е.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, обеспечил явку представителя по доверенности Саградяна А.А, который в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменных возражений, просил взыскать с истца расходы на оплату услуг представителя.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Мелкумов В.Ф. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со ст. 495 ГК РФ, продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Согласно ст.ст. 10, 4, 12, 18, 22, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п.п. 1 - 4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Договор розничной купли- продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцов товара при заключении такого договора(дистанционный способ продажи товара) способами.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основанных потребительских свойствах товара, об адресе (места нахождении) продавца, о месте изготовлении товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Потребителю в момент доставки товара должна быть предоставлена информация о товаре, предусмотренная ст. 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передаче- в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Согласно положениям Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 года N 612 "продажа товаров дистанционным способомN - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом.
В соответствии с п. 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
В соответствии с п. 21 Правил покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем. При отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 30 Правил).
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, 25 февраля 2020 года между истцом и ИП Аветисян Е.С. был заключен договор купли-продажи (заказ клиента) N 286 163, по условиям которого 05.03.2020г. ИП Аветисян Е.С. осуществил продажу истцу сантехнического оборудования 21 наименования на сумму 124 449 руб.
05.03.2020 г. истцом был оплачен товар в сумме 124 449 руб. при получении, что подтверждается кассовыми чеками и не отрицалось сторонами в ходе рассмотрения дела..
13.03.2020 г, спустя 9 дней после оплаты, Мелкумов В.Ф. обратился к ответчику с заявлением о возврате 19 наименований приобретенного товара, который по его утверждению не подходил по интерьеру и габаритам ванной комнаты, в тот же день истцу было отказано в принятии товара и возврате денежных средств в связи с истечением срока для возврата.
Как указывает истец, ранее в ходе телефонных переговоров с менеджером истец указал, что оплатит товар при его получении, однако в случае, если товар каким-либо образом не подойдет по размеру или стилю, часть товара будет возвращена продавцу, при этом продавец заверил его, что неподходящий истцу товар будет принят обратно в течение двух недель.
Также в ходе рассмотрения дела истец указал, что товар был приобретен обычным способом, в магазине ответчика, однако суд указанные пояснения во внимание не принял, поскольку они противоречат, как материалам дела, так и объяснениям самого истца, который прямо указывает, что осуществил заказ через Интернет сайт. При этом, согласно представленных ответчиком договоров, фотографий, усматривается, что в месте, где истец получил товар, располагается пункт выдачи заказов, где потребители, осуществив заказ через Интернет сайт, забирают приобретенные товары.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор купли-продажи был заключен между сторонами на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством фотоснимков, в сети Интернет, то есть исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, то есть дистанционным способом. Данные правоотношения регулируются положениями ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", что позволяет истцу отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Как усматривается из материалов дела, а также не отрицается самим истцом, истец получил товар и оплатил его 05.03.2020 г, а с требованиями о его возврате обратился только 13.03.2020 г, в нарушение предусмотренного законом семидневного срока для возврата полученного товара, что послужило основанием для отказа продавца в принятии товара.
Доводы истца о том, что ИП Аветисян Е.С. не предоставил ему информации об основанных потребительских свойствах товара, об изготовителе, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, наименование технического регламента, свидетельствующего об обязательном подтверждении соответствии товара, не влекут за собой удовлетворение иска, поскольку истцу в любом случае без указания каких-либо причин законом и договором была предоставлена возможность возвратить товар в течение семи дней со дня его оплаты, чем он не воспользовался.
При этом судебная коллегия полагает отметить, что условия возврата товара, предусмотренные ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" указаны и в заказе клиента, который был выдан истцу при оформлении заказа (л.д. 11), таким образом, оснований согласиться с доводами истца, что до него была доведена недостоверная информация о порядке возврата товара оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем в их удовлетворении было отказано в полном объеме.
Разрешая требования стороны ответчика о взыскании с истца расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 100 ГПК РФ, учитывая, что в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме, руководствуясь принципом разумности, взыскал с истца в пользу ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Изложенные выводы суда первой инстанции следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных доказательств, оцененных в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с мотивами, по которым суд пришел к данным выводам, в то время как с доводами апелляционной жалобы согласиться не может.
Оспаривая постановленный по делу судебный акт, истец в апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, явившееся следствием неверной оценки представленных доказательств.
Оснований согласиться с данными доводами судебная коллегия не усматривает, поскольку приходит к выводу о том, что приведенные в ней доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.