Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-394/2020 по административному иску Романова А.С. к призывной комиссии Городской сборный пункт Военного комиссариата г.Москвы, военному комиссариату района Печатники г.Москвы, призывной комиссии г.Москвы о признании незаконным решения
по апелляционной жалобе административного истца Романова А.С. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Романов А.С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Городской сборный пункт Военного комиссариата г. Москвы, военному комиссариату района Печатники г. Москвы, призывной комиссии г. Москвы о признании незаконными решения о призыве на военную службу, действий по организации призыва, обязании устранить допущенные нарушения.
В обосновани е заявленных требований Романов А.С. указал на то, что состоит на воинском учете в военном комиссариат е объединенно м Бутовского района Ю ЗАО г.Москвы. 7 июля 2020 года в рамках мероприятий, связанных с призывом на военную службу, Романов А.С. прошел медицинское освидетельствование, согласно выписк е из протокола N 42 от 7 июля 2020 года, решение м призывной комиссии он призва н на военную службу, предназнач ен в остальные части сухопутных войск. Административный истец полагал данное решение незаконным, поскольку результат ы исследований, проведенны х в рамках медицинского освидетельствования призывной комиссией г. Москвы, противоречат заключению ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. В.П. Демихова " N 19/35820-С от 24 октября 2019 года, медицинскому заключению Департамента здравоохранения г. Москвы ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N 67 имени JI.A. Ворохо б ова" от 19 декабря 2019 года N 3379, медицинскому заключению Департамента здравоохранения г. Москвы ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N 67 имени JI.A. Ворохо б ова" от 11 февраля 2020 года N 3379/9213, рентгенологическому исследованию от 7 июля 2020 года, в связи с чем административный истец проси л признать незаконным оспариваемое решение призывной комиссии о призыве его на военную службу; признать незаконными действия военного комиссар иата по организации призыва в отношении Романова А.С. ; обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения его прав.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 12 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Романова А.С. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Романов А.С. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Рябининой Т.Н, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" г раждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе (пункт 2).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).
Статьей 29 того же Федерального закона предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий (пункт 2).
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (пункт 3).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г ода N 565.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Романов А.С, * г ода рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) Бутовского района ЮЗАО города Москвы с 18 февраля 2013 г ода.
Решением призывной комиссии района Южное Бутово г.Москвы от 14 ноября 2019 года Романов А.С. по имеющемуся заболеванию: *** на основании статьи 68 пункта "в" графы I расписания болезней признан ограниченно годным к военной службе, ему установлена категория годности В, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" он освобожден от военной службы и зачислен в запас (л.д.44, 54-55).
По решению призывной комиссии города Москвы Романов А.С. был вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию города Москвы.
19 декабря 2019 г ода в рамках проведения контрольного медицинского освидетельствования врачом-хирургом призывной комиссии г. Москвы Романов А.С. был направлен в реестровое учреждение ГБУЗ ГКБ N 67 им. Д.А. Ворохобова для уточнения диагноза, где он находился на стационарном обследовании в травматолого-ортопедическом отделении с 11 февраля 2020 г ода по 18 февраля 2020 г ода.
Согласно медицинскому заключению N 3379 /9213 на основании результатов рентгенографии ему был постановлен следующий диагноз: *** (л.д.50-51).
Левая стопа - угол продольного свода 142 градуса, правая стопа - угол продольного свода 155 градусов (согласно результатам рентгенологических исследований из выписного эпикриза медицинской карты N 9213).
В соответствии со статьей 68 п. "г" графы 1 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N565, к пункту " г " относится продольное или поперечное плоскостопие II степени, продольное плоскостопие оценивается по рентгенограммам, на которых определяют угол продольного свода стопы. В норме угол свода равен 125 - 130 градусам. Плоскостопие II степени: угол продольного внутреннего свода 141 - 155 градусов; плоскостопие III степени: угол продольного внутреннего свода больше 155 градусов.
С учетом изложенного, представленные в распоряжени е врачебной комиссии медицинские документы из реестровой больницы позволили сделать вывод о наличии у административного истца заболевания, которое определяет категорию годности к военной службе как Б-3 - год ен к военной службе с незначительными ограничениями.
Таким образом, решением призывной комиссии г.Москвы от 7 июля 2020 г ода протокол N 42 было отменено решение призывной комиссии района Южное Бутово г.Москвы от 14 ноября 2019 года, Романову А.С. установлена категория годности к военной службе Б-3 - годен с незначительными ограничениями, Романов А.С. призван на военную службу.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что проведение контрольно го медицинско го освидетельствовани граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, относится к полномочиям призывной комиссии г.Москвы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Романов А.С. прошел полное обследование врачами-специалистами, его состояние здоровья было всестороннее изучено, что подтвержд ено проведенным обследованием в арбитражно м учреждении здравоохранения г. Москвы, по заключению которого он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты обследования Романова А.С. в ГБУЗ ГКБ N 67 им. Д.А. Ворохобова были действительны лишь в течение 3 месяцев, таким образом, на момент принятия оспариваемого решения он нуждался в проведении нового медицинского освидетельствования, основаны на ошибочном толковании административным истцом норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
В силу пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе з аключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе) действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
Медицинское заключение ГБУЗ ГКБ N 67 им. Д.А. Ворохобова о состоянии здоровья Романова А.С. каких-либо специальных отметок о сроке его действительности не содержит (л.д.47-48, 50-51).
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что он неоднократно проходил медицинские обследования, наличие у него соответствующих заболеваний подтверждено медицинскими документами, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романова А.С. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.