Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б, при секретаре Анохиной А.М, р ассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционным жалобам представителя Кравцова Е.В, Кравцова А.В, Кравцовой О.Ю, Рындиной О.С. - Потепаловой С.В. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2020 года по административному делу N 2а-545/2020 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу "Городской инвестиционный фонд", ООО "Тигрушки Той", ООО "Микрокредитная компания "Армада Капитал", ООО "СФ", Кравцову Е.В, Кравцову А.В, Кравцовой О.Ю, Рындиной О.С. о ликвидации кредитного потребительского кооператива, УСТАНОВИЛА:
Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу обратилось в суд с административным иском, в котором просило ликвидировать Кредитный потребительский кооператив "Городской инвестиционный фонд", возложить обязанность по осуществлению ликвидации на его учредителей: ООО "Тигрушки Той", ООО "Микрокредитная компания "Армада Капитал", ООО "СФ", Кравцова Е.В, Кравцова А.В, Кравцову О.Ю, Рындину О.С.
В обоснование требований представитель административного истца указал, что КПК "Городской инвестиционный фонд" не является кредитным кооперативом второго уровня и не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов, что является нарушением кредитным кооперативом положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О кредитной кооперации".
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Кредитный потребительский кооператив "Городской инвестиционный фонд" ликвидирован.
На ООО "Тигрушки Той", ООО "Микрокредитная компания "Армада Капитал", ООО "СФ", Кравцова Е.В, Кравцова А.В, Кравцову О.Ю, Рындину О.С. возложена обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива.
Учредителям установлен шестимесячный срок для предоставления в суд ликвидационного баланса.
В апелляционной жалобе Кравцов Е.В, Кравцов А.В, Кравцова О.Ю, Рындина О.С. просят решение суда отменить в части возложения на них обязанности по ликвидации организации.
Указывают, что ранее вышли из числа членов Кооператива и не являлись его участниками на момент обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, КПК "Городской инвестиционный фонд" был зарегистрирован Межрайонной ИФНС России N 23 по г. Москве 06.03.2019 года.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредителями данного потребительского кооператива являются: ООО "Тигрушки Той", ООО "Микрокредитная компания "Армада Капитал", ООО "СФ", Кравцов Е.В, Кравцов А.В, Кравцова О.Ю, Рындина О.С.
КПК "Городской инвестиционный фонд" не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".
КПК "Городской инвестиционный фонд" не состоит в саморегулируемой организации кредитных кооперативов, внесенных в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для ликвидации КПК "Городской инвестиционный фонд" и возложения на его учредителей обязанности по его ликвидации.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу ч. 5 ст. 35 Закона о кредитной кооперации до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
В соответствии с пп. "г" п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о кредитной кооперации в случае нарушения установленного ст. 8 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.
Учитывая, что КПК "Городской инвестиционный фонд" не состоит в саморегулируемой организации кредитных кооперативов, внесенных в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, то у суда первой инстанции имелись основания для ликвидации указанного кооператива.
Однако удовлетворяя заявленные к Кравцову Е.В, Кравцову А.В, Кравцовой О.Ю, Рындиной О.С. требования, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Согласно части 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
При этом следует принять во внимание, что кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (п. 3 ч. 1 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с частями 1 - 4 ст. 14 Закона о кредитной кооперации, членство в кредитном кооперативе прекращается в случае выхода из кредитного кооператива, исключения из членов кредитного кооператива. Заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).
В силу пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ кредитные кооперативы относятся к числу потребительских кооперативов, которые являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
Выход из состава членов потребительского кредитного кооператива участника, в том числе являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможности возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.
Поэтому при определении круга лиц, на которых должна быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации потребительского кредитного кооператива, следует исходить не только из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но и исследовать иные фактические обстоятельства конкретного дела и доказательства, позволяющие сделать вывод о членстве того или иного лица в кооперативе либо о выходе участника из состава членов кооператива в предусмотренном законом порядке.
После выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности, обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями ст. 30 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 2371-О).
Таким образом, выход из состава членов кредитного кооператива участника, в том числе являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможность возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.
Действующее нормативно-правовое регулирование порядка ведения ЕГРЮЛ не позволяет считать информацию об учредителе юридического лица, содержащуюся в реестре, в качестве сведений, отражающих существующую в действительности корпоративную связь указанного конкретного лица с данным обществом.
Из материалов дела следует, что Кравцов Е.В, Кравцов А.В, Кравцова О.Ю, Рындина О.С. вышли из состава членов кредитного потребительского кооператива.
Об этом свидетельствуют их соответствующие заявления об исключении из членов кооператива, а также Реестр членов кооператива.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Кравцова Е.В, Кравцова А.В, Кравцову О.Ю, Рындину О.С. обязанности по ликвидации кооператива.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложения обязанности произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией КПК "Городской инвестиционный фонд" на Кравцова Е.В, Кравцова А.В, Кравцову О.Ю, Рындину О.С. с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2020 года в части возложения на Кравцову Е.В, Кравцову А.В, Кравцову О.Ю, Рындину О.С. обязанности по ликвидации КПК "Городской инвестиционный фонд" отменить.
В указанной части принять по данному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива "Городской инвестиционный фонд" ООО "Тигрушки Той", ООО "Микрокредитная компания "Армада Капитал", ООО "СФ" государственную пошлину в размере 6 000 рублей в равных долях по 1 200 рублей с каждого.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.