Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца фио - фио на решение Черемушкинского районного суда адрес от 17 декабря 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, обязании устранить нарушение - отказать", УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, обязании устранить нарушение, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком, в нарушении норм действующего законодательства, отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - секции жилого дома блокированной застройки, общей площадью 272, 3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, право собственности на которое признано за фио на основании решения Зюзинского районного суда адрес от 18 июля 2019 года, вступившего в законную силу 24 августа 2019 года.
Представитель административного истца фио - фио в суде первой инстанции доводы административного искового заявления поддержала, стороны в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Черемушкинского районного суда адрес от 17 декабря 2020 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, решением Зюзинского районного суда адрес от 18 июля 2019 года, вступившим в законную силу 24 августа 2019 года, признано право собственности фио на секцию жилого дома блокированной застройки, общей площадью 272, 3 кв.м, расположенную по адресу: адрес. В резолютивной части данного решения указано, что оно является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации права собственности фио на указанный объект недвижимости.
12 сентября 2019 года фио обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности и заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимого имущества - секции жилого дома блокированной застройки, общей площадью 272, 3 кв.м, расположенной по адресу: адрес. Заявлению о государственной регистрации права присвоен входящий номер 77/011/206/2019-3086, а заявлению на осуществление государственного кадастрового учета - 77-0-1-71/3113/2019-326.
Уведомлением от 26 сентября 2019 года приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности.
Уведомлениями от 25 октября 2019 года, 11 декабря 2019 года, 28 февраля 2020 года, 24 марта 2020 года отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Основаниями для приостановления послужили следующие обстоятельства: объект не расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования; представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Уведомлением от 21 июля 2020 года отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что административным ответчиком правомерно в уведомлениях о приостановлении, снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности указано на допущенные административным истцом нарушения, в связи с чем, учитывая, что в установленный срок причины, послужившие основанием для приостановления учетно-регистрационных действий устранены не были, суд посчитал решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности законным, а требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом о государственной регистрации сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таких оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по настоящему делу не имелось.
В качестве оснований приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав, а в последующем принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении указанных объектов недвижимости в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении указано следующее:
- в отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования, однако данная норма по указанному адресу не реализована, поскольку жилые блоки, в том числе заявленный, расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0012000:66, находящимся в аренде у ЖСК "Альфа" и предназначенный для строительства коттеджных домов, объектов культурно-бытового назначения, мест приложения интеллектуального труда, внутриплощадочной, инженерной инфраструктуры и последующей эксплуатации; при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета;
- представленный технический план по форме и содержанию не соответствует требованиям к подготовке В технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, а именно: графическая часть представленного плана выполнена в нарушение п. 34 и 51 Требований, в представленной в составе технического плана декларации неверно заполнен раздел N 2 (адрес); нарушено положение п. 21 Требования, в соответствии с которым технический план подготавливается в форме электронного документа в виде ХМL - документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате ХМL, созданных с использованием ХМL - схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных; документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате РDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план; электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1; качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволить в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты; если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого документа в формате PDF формируется в виде одного файла для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi, документы в формате JPEG должны быть выполнены 24-битном цветном пространстве, разрешение изображение не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi в случае, если законодательством РФ допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа, подлежащий включению в
состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью полномоченного должностного лица такого органа, электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица; согласно п. 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условия и знаки, в соответствии с Приложением к Требованиям, однако графическая часть представленного технического плана подготовлена в нарушение указанных требований; нарушено требование п. 27 Приказа, согласно которому в реквизите "1" разделе "исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана, в представленном техническом плане не указаны реквизиты документа о предоставлении данных об использованной геодезической основе.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными основаниями для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К этому заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу пунктов 5, 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Административному ответчику для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права был представлен судебный акт, вступивший в законную силу и которым спор был разрешен по существу, поэтому у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права административного истца на объект недвижимости и последующего отказа в совершении данных действий по причине отсутствия разрешения на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технических планов, оформленных в отношении каждого блока в отдельности.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 КАС РФ).
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Федеральный законодатель, определив в части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ компетенцию органа регистрации при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2), не относит к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов либо изменение их содержания.
Также, в соответствии с частями 2 и 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7, статье 8 названного Федерального закона реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости, в него вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений; к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в частности, вид или виды разрешенного использования здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8).
Согласно статье 13 названного Закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии со статьями 14 - 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости; основаниями для его осуществления является среди прочего технический план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план, как это определено в статье 24 названного Федерального закона, представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются:
- сведения о здании, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
- новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Анализ приведенных норм действующего законодательства, в совокупности с установленными по делу доказательствами, в том числе анализ представленного заявителем в Управление Росреестра по адрес технического плана, позволяют сделать вывод о том, что объем сведений, включенный в представленный заявителем технический план, соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953.
Представленный технический план достоверно позволяет идентифицировать объект, как индивидуально-определенную вещь - секцию жилого дома блокированной застройки общей площадью 272, 3 кв. м, расположенную по адресу: адрес, как это указано в резолютивной части решения суда.
Таким образом, вопреки требованиям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (части 9, 11) Управление не доказало наличие неустраненных недостатков технического плана, которые не позволяют определить заявленный объект, в качестве индивидуально-определенной вещи, как это требуется в соответствии с понятием кадастрового учета, данным в части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации.
Поскольку обстоятельства, указанные в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, оспариваемое решение Управления Росреестра по адрес от 21 июля 2020 года не может быть признано законным.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по данному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 17 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес N 77-0-1-71/3113/2019-326, 77/011/206/2019-3086 от 21 июля 2020 года об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости - секции жилого дома блокированной застройки, общей площадью 272, 3 кв.м, расположенной по адресу: адрес за фио.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.