Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Проект-Град" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, УСТАНОВИЛ:
ООО "Благовест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9. Определением Московского городского суда от 2 июня 2021 года произведена замена административного истца ООО "Благовест" правопреемником ООО "Проект-Град".
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "ЭнПиВи Консалтинг", по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 86 334 850 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 43 487 065 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 19 971 417 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *3, в размере 463 457 343 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, в размере 43 431 128 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, в размере 547 465 853 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, в размере 335 416 742 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *7, в размере 14 498 695 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 121 978 706 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *9.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 21 июля 2020 года установлена в размере 149 787 088 рублей 16 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 75 448 105 рублей 68 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 31 013 857 рублей 48 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *3, в размере 1 040 884 395 рублей 12 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, в размере 75 351 057 рублей 40 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, в размере 1 229 560 115 рублей 48 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, в размере 753 316 477 рублей 44 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *7, в размере 22 515 200 рублей 96 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 255 264 704 рублей 48 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *9.
Поскольку административный истец является собственником земельных участков, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права ООО "Проект-Град" как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель ООО "Проект-Град" по доверенностям Полянцева О.Н. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость спорных объектов в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Костандян К.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, возражала относительно выводов судебной оценочной экспертизы, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по доверенности Асташкина Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, возражала относительно выводов судебной оценочной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, представителя ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Административный истец ООО "Проект-Град" является правопреемником ООО "Благовест", что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ. ООО "Благовест" было реорганизовано путем присоединения к ООО "Проект-Град". Деятельность ООО "Благовест" в качестве юридического лица прекращена 28 мая 2021 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Проект-Град" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 44-106).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 21 июля 2020 года составила 149 787 088 рублей 16 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 75 448 105 рублей 68 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 31 013 857 рублей 48 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *3, в размере 1 040 884 395 рублей 12 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, в размере 75 351 057 рублей 40 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, в размере 1 229 560 115 рублей 48 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, в размере 753 316 477 рублей 44 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *7, в размере 22 515 200 рублей 96 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 255 264 704 рублей 48 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *9 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости - т. 1, л.д. 108-110, 112, 114, 118-121).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности ООО "Проект-Град" как плательщика земельного налога.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 25 декабря 2020 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Проект-Град" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков представило в суд отчеты, подготовленные по заданию заявителя ООО "ЭнПиВи Консалтинг", в которых по состоянию на 21 июля 2020 года рыночная стоимость определена в размере 86 334 850 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 43 487 065 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 19 971 417 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *3, в размере 463 457 343 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, в размере 43 431 128 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, в размере 547 465 853 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, в размере 335 416 742 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *7, в размере 14 498 695 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 121 978 706 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *9.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Городская коллегия оценщиков" - *.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *1 по состоянию на 21 июля 2020 года по результатам судебной экспертизы составляет 132 277 900 рублей, земельного участка с кадастровым номером *2 - 66 628 700 рублей, земельного участка с кадастровым номером *3 -29 818 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *4 - 744 669 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером *5 - 9 316 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *6 - 123 151 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером *7 - 538 937 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером *8 - 5 411 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером *9 - 225 425 800 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "ЭнПиВи Консалтинг", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "ЭнПиВи Консалтинг", а по результатам судебной экспертизы.
Вместе с тем представителями административных ответчиков выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости земельных участков, в обоснование чего представлены письменные возражения. В ответ на возражения административных ответчиков экспертом ООО "Городская коллегия оценщиков" * представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Письменные пояснения эксперта на поставленные перед ним вопросы приобщены к материалам дела. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Эксперт пояснил, что провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов.
В приложении к заключению эксперта приведены скриншоты, содержащие всю необходимую информацию об используемых объектах-аналогах.
Эксперт разъяснил, что в соответствии с п. 24 ФСО N 1 при определении рыночной стоимости доходным подходом используется ряд прогнозных показателей, часть расчетов основана на допущениях и личном мнении эксперта, что влечет искажение результатов оценки. В связи с указанным, экспертом доходный подход не использовался. Мотивированный отказ от применения доходного подхода приведен на страницах заключения.
Не могут быть приняты во внимание и иные доводы представителей административных ответчиков о недостоверности результатов судебной оценочной экспертизы. Так, все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт * имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В свою очередь сведений о наличии соответствующих специальных познаний у административных ответчиков и их представителей не имеется.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем административного ответчика. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
Позиция административных ответчиков о неверном определении результатов рыночной стоимости земельных участков в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "Проект-Град" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *96 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 21 июля 2020 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 25 декабря 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21 июля 2020 года, в размере 132 277 900 рублей, земельного участка с кадастровым номером *2 - в размере 66 628 700 рублей, земельного участка с кадастровым номером *3 - в размере 29 818 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *4 - в размере 744 669 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером *5 - в размере 9 316 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *6 - в размере 123 151 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером *7 - в размере 538 937 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером *8 - в размере 5 411 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером *9 - в размере 225 425 800 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 декабря 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.