Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1000/2021 по административному исковому заявлению ООО "Славянка" к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, 14 января 2019 года, 6 февраля 2019 года, УСТАНОВИЛ:
ООО "Славянка" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", в котором с учетом дополнительного искового заявления просит установить кадастровую стоимость:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 10911000000 руб, применяемой для целей налогообложения в период с 1 января 2019 года по 13 января 2019 года;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 января 2019 г. в размере 12334000000 руб, применяемой для целей налогообложения в период с 14 января 2019 года по 5 февраля 2019 года;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2019 г. в размере 12425000000 руб, применяемой для целей налогообложения в период с 6 февраля 2019 года по 11 апреля 2019 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного здания и не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 30 ноября 2020 года N002/20 том 1 и том 2, подготовленный оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр".
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Славянка" - Кушниренко М.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Д епартамента городского имущества города Москвы - Есин И.С. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административного ответчика ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное нежилое здание находится в собственности административного истца. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, и на основании актов ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в отношении спорного здания установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 13424189340 руб. 19 коп.; по состоянию на 14 января 2019 г. в размере 15559759271 руб. 24 коп.; по состоянию на 6 февраля 2019 г. в размере 13424189340 руб. 19 коп.; решением Московского городского суда от 24 сентября 2020 года по административному делу 3а-949/2020 в отношении спорного нежилого здания установлена кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости по состоянию на 12 апреля 2019 года в размере 11768000000 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчет об оценке от 30 ноября 2020 года N002/20 том 1 и том 2, подготовленный оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 15 февраля 2021 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 18 мая 2021 года N629/2021, проведенной экспертом ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" Карцевым П.В.:
- отчет об оценке от 30 ноября 2020 года N002/20 том 1 и том 2, подготовленный оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, составляет по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 10911000000 руб.; по состоянию на 14 января 2019 г. в размере 12334000000 руб.; по состоянию на 6 февраля 2019 г. в размере 12425000000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорного нежилого здания в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица не поступили замечания на заключение оценочной судебной экспертизы, ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 18 мая 2021 года N629/2021, подготовленное экспертом ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" Карцевым П.В, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием доходного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, кандидат экономический наук, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности N000156-1 от 25 сентября 2017 года; является членом саморегулируемой организации "Российское общество оценщиков", регистрационный номер 001091 от 3 октября 2007 года; гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована; стаж работы в оценочной деятельности более 21 года, является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в размере его рыночной стоимости соответственно по состоянию на 1 января 2018 года, 14 января 2019 года, 6 февраля 2019 года, определенном в оценочной судебной экспертизе.
Положения части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, по состоянию на 1 января 2018 года применяются с 1 января 2019 года. Однако, как указывалось выше, актами ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в отношении спорного здания была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 14 января 2019 года, 6 февраля 2019 года. Также решением Московского городского суда от 24 сентября 2020 года по административному делу 3а-949/2020 в отношении спорного нежилого здания установлена кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости по состоянию на 12 апреля 2019 года.
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания является 1 февраля 2021 года.
При таких обстоятельствах установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей налогообложения в период с 1 января 2019 года по 13 января 2019 года; по состоянию на 14 января 2019 г. применяемой для целей налогообложения в период с 14 января 2019 года по 5 февраля 2019 года; по состоянию на 6 февраля 2019 г. применяемой для целей налогообложения в период с 6 февраля 2019 года по 11 апреля 2019 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Славянка" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 10911000000 руб, применяемой для целей налогообложения в период с 1 января 2019 года по 13 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 января 2019 г. в размере 12334000000 руб, применяемой для целей налогообложения в период с 14 января 2019 года по 5 февраля 2019 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0009004:10762 по адресу: г.Москва, пр-кт Кутузовский, дом 57, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2019 г. в размере 12425000000 руб, применяемой для целей налогообложения в период с 6 февраля 2019 года по 11 апреля 2019 года.
Датой обращения ООО "Славянка" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 1 февраля 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.