Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Деметра" по доверенности ФИО на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Деметра", УСТАНОВИЛ:
ООО "Деметра" допустило нарушение требований законодательства об охране отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 759-р отнесен к отдельным объектам культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры РФ.
01 декабря 2020 года в отношении ООО "Деметра" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого принято постановление, которым ООО "Деметра", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (одного миллиона) рублей.
Не согласившись с таким судебным актом, защитник ООО "Деметра" по доверенности ФИО в Московский городской суд подал на него жалобу, в которой просит постановление суда отменить.
В настоящее судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Согласно диспозиции ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность правообладателя объекта культурного наследия, предусмотренная данной статьей, наступает в случае нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны.
В соответствии с п. 6.1.1 приказа Минкультуры России от 07.02.2019 N 121 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации" территориальный орган осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также за состоянием объектов культурного наследия федерального значения.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с и. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Порядок осуществления Минкультуры России федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия, в том числе в форме систематического наблюдения, установлен Административным регламентом осуществления Министерством культуры Российской Федерации федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее Административный регламент), утвержденным приказом Минкультуры России от 12.09.2019 N 1347.
Согласно п. 4 Административного регламента предметом федерального государственного надзора являются, в том числе, соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, а также осуществлению мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Пунктом 115 Административного регламента установлено, что основаниями для проведения мероприятия по систематическому наблюдению являются, в том числе, разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 120 Административного регламента основанием для начала указанной административной процедуры является задание.
Результатом проведения мероприятия по систематическому наблюдению в соответствии с п.п.1 п. 128 Административного регламента является оформление акта осмотра объекта культурного наследия.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 759-р объект по адресу: Московская обл, г. Сергиев-Посад, "Пафнутьев сад Лавры" 17-нач. 20 вв, арх. у крепостных стен Лавры А.А. Латков, отнесен к отдельным объектам культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры РФ.
28 марта 2019 года ООО "Деметра" выдано разрешение N 54-12.1-03 на проведение работ по сохранению Объекта сроком до 24.12.2021. в соответствии с разрешением работы проводятся на основании проектной документации "Проектирование и реконструкция наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской Духовной Академии, согласованной письмом Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от 28.05.2018 N22-12.1?2.в соответствии с письмом Православной религиозной организации Ставропигиальный мужской монастырь Свято-Троицкая Лавра Русской Православной Церкви от 23.06.2020 N597 в границах территории Объекта производство работ по реконструкции наружных инженерных сетей осуществляет ООО "Деметра".
Вместе с тем, ООО "Деметра" в процессе производства работ были нарушены требования, предусмотренные проектной документацией. Раздел 10. Иная документация в случаях, предусмотренных Федеральными законами. Часть 1. Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Книга 1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия. Том 13. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта. Том 10.1.2.13, в части неустановки защитных коробов из доски и подпорок из бруса вокруг ценной растительности - стволов больших деревьев, часть из которых являются старовозрастными, с внешней (южной) стороны крепостных стен, напротив башни Луковая, расположенных вблизи трасс траншей, так, в нарушение документации согласно акту осмотра от 02.03.2020 N19 с внешней (южной) стороны крепостных стен напротив Объекта, находятся два выкорчеванных многолетних старовозрастных дерева с распиленными стволами.
Таким образом, ООО "Деметра" своими действиями, выраженными в проведении работ не соответствующих проектным решениям, нарушило требования, установленные ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", то есть совершило правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства и вина ООО "Деметра" в совершении вмененного ему административного правонарушения объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, заданием на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия; актом осмотра N19 по результатам проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 02 марта 2020 года; запросом Управления Минкультуры по ЦФО в Православную религиозную организацию Ставропигиальный мужской монастырь Свято-Троицкая Лавра Русской Православной Церкви от 27.03.2020; ответом на указанный запрос от 23.06.2020; разрешением на проведение работ по сохранению Объекта от 28.03.2019; заявлением ООО "Деметра" о выдаче разрешения; государственным контрактом на реконструкцию Объекта от 02.10.2018; определением о возбуждении дела об административном правонарушении; определением об истребовании сведений; ответом ООО "Деметра" с приложением сведений; государственным контрактом от 16.10.2018; объяснениями ФИО ; проектной документацией; выпиской ЕГРЮЛ. и иными письменными материалами дела.
Довод об отсутствии в действиях ООО "Деметра" состава административного правонарушения опровергается материалами дела и обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, в связи с чем не может служить основанием для отмены постановления судьи.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Деметра" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Деметра" состава вмененного административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу оспариваемого акта, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для признания правонарушения малозначительным также не имеется, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст.4.1-.4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения, вмененного ООО "Деметра", малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания, которое является минимальным из предусмотренных санкцией статьи.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей в данном случае назначено в пределах санкции ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, в связи с чем, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется, данный акт является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Деметра" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.