Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ Кондрашовой Т.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) N *** от 30 апреля 2020 года, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 25 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
установил:
17 марта 2020 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица Северо - Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора N *** от 30 апреля 2020 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
С постановлением должностного лица и решением судьи не согласилась защитник, которая обжаловала его в Московский городской суд, просила постановление должностного лица и решение отменить, а производство по делу прекратить, поскольку ФГБУ не является субъектом вмененного правонарушения, протокол об административном правонарушении не был составлен незамедлительно, дело об административном правонарушении должным образом не возбуждалось, надлежащих оснований для проверки ФГБУ не имелось.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Карагодина А.А, поддержавшего доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи.
Статьёй 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению обходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно- эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 16 данного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; выбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.16.1указанного Федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В силу ч.4 ст. 16.4 указанного Федерального закона, лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала те кущего отчетного периода.
В соответствии с ч.1 ст. 41 Федерального закона требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов а дминистративного дела юридическое лицо ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России эксплуатирует объекты II категории расположенные на территории *** края *** района города ***, микрорайона "***": котельная N *** военного городка N *** (свидетельство о постановке на учет от 13.09.2017); котельная N *** военного городка N *** (свидетельство о постановке на учет от 13.09.2017).
Вместе с тем, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в установленные сроки, в конкретном случае не позднее 20.04.2019, 20.07.2019, 20.10.2019, 01.03.2020 не внесена.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, как юридическое лицо, владея на праве оперативного управления объектами *** по *** военному округу, действуя в рамках Закона, руководствуясь приказом Министра обороны России от 14.09.2015 N *** "Об утверждении Положения об органах экологической безопасности ВС РФ", где функциями службы (экологической безопасности) являются, согласно ст. 15 Приказа - организация своевременного исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возмещение вреда окружающей среде на военных объектах военного округа (*** флота)" и возложена на региональный экологический центр (РЭЦ) военного округа для всех воинских частей, при этом под "военным объектом" в Приказе понимается Объект Вооруженных Сил, существующий или планируемый к строительству, комплекс основных и вспомогательных сооружений, внутриобъектовых дорог и площадок, инженерного оборудования, систем охраны и обороны, расположенный на ограниченном участке территории (акватории), предназначенный для выполнения задач в области обороны. Обязанность службы экологической безопасности (СЭБ) Минобороны России разрабатывать природоохранную документацию и вносить плату за *** подтверждается разъяснением врио начальника Штаба МТО Вооруженных Сил Российской Федерации, изложенным в его письме на имя руководителя ДЭС и ОКУ Минобороны России, в котором говорится, что мероприятия по разработке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и внесение платы ж негативное воздействие финансируется Штабом МТО ВС РФ с возложением обязанности по освоению этого финансирования на РЭЦ военных округов.
Структурным подразделением ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ЖКС N *** (ц. ***) Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ***) в штаб МТО Вооруженных Сил Российской Федерации переданы донесения по разделу "Отчеты по службе экологической безопасности", "Табеля срочных донесений органов военного 1 управления материально-технического Обеспечения ВС РФ на мирное время", утвержденного и введенного в действие приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации в 2014 году N *** дсп по форме *** "Заявка на финансирование обеспечения экологической безопасности", а также полный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Форма *** "Заявка на финансирование обеспечения экологической безопасности" была также передана за 2 полугодие 2017 года, 1 и 2 полугодие 2018 года, 1 и 2 полугодие 2019 года в территориальное отделение (экологическое, г..***) РЭЦ ***. Согласно Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N *** "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации", общее руководство коммунально-эксплуатационным обеспечением возложено на ДЭС (Департамент эксплуатационного содержания Министерства обороны Российской Федерации). Пунктом 13 настоящего Приказа установлено, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России предназначено для контроля за исполнением контрактов и организацией коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
Как усматривается из материалов административного дела ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в установленные сроки, в конкретном случае не позднее 20.04.2019, 20.07.2019, 20.10.2019, 01.03.2020 не внесена.
В этой связи действия (бездействие) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ квалифицированы административным органом по ст. 8.41 КоАП РФ.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ административного правонарушения и его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно судом исследованы: предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 30.04.2020; представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.04.2020; протокол об административном правонарушении N *** от 17 марта 2020 года; постановление о назначении административного наказания от 30.04.2020; письменный отзыв представителя Росприроднадзора на жалобы по делу об административном правонарушении; определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 31.03.2020; определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 31.03.2020; определение о назначении времен и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 17.03.2020; уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; служебная записка начальника отдела государственной экологической экспертизы; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.02.2020; письма ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и разъяснения; донесение о и чрезвычайной ситуации на военном объекте с экологическими последствиями, о принятых мерах; сведения о категории объектов с негативным воздействием на окружающую среду; доклад о работе по обеспечению экологической безопасности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; приказ Министра оборона от 02.03.2017г. N *** "О создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и приложением к приказу (перечень филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и постановке учреждения в налоговом органе, Устав.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.41 КоАП РФ, образуют действия по неоплате в установленный срок денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду.
Выявив факт неисполнения данной обязанности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 41 КоАП РФ.
В основу постановления положены доказательства, добытые с соблюдением закона. Фактические обстоятельства установлены верно.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могли быть истолкованы в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России судом не усматривается.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
Постановление по делу об административном правонарушении вопреки доводам жалобы соответствует вышеуказанным требованиям административного законодательства.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем они являются допустимыми доказательствами.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
В протоколе указаны сведения, предусмотренные ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует ст.28.2 КоАП РФ, процедуры предписанные нормами КоАП РФ были соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
Доводы жалобы о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении нахожу несостоятельными, поскольку опровергаются указанными выше материалами административного дела.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности при производстве по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется, в жалобе не представлено.
Руководствуясь ст. 30.6 - ст. 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды но Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) N *** от 30 апреля 2020 года, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 25 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.