Судья Московского городского суда Мисюра С. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО "СТЭП ПЛЮС" Сысоева Ю.М. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 15.03.2021, которым ООО "СТЭП ПЛЮС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170000 рублей, УСТАНОВИЛ:
12.01.2021 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Кировской области составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ООО "СТЭП ПЛЮС" ООО "СТЭП ПЛЮС". Дело об административном правонарушении передано в Бабушкинский районный суд г.Москвы, судьей которого 15.03.2021 вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, генеральный директор ООО "СТЭП ПЛЮС" Сысоев Ю.М. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просил постановление отменить, производство прекратить, в обоснование жалобы указал, что судьей при вынесении постановления были нарушены нормы материального и процессуального права.
Законный представитель ООО "СТЭП ПЛЮС" надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, защитника не направил. Руководствуясь положениями ст.25.4 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считаю необходимым постановление Бабушкинского районного суда г. Москвы отменить, производство по делу прекратить в силу следующего.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбо ру, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", х озяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.51 указанного выше федерального закона, о тходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, Инспекцией в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Кировской области 25.12.2020 в 10 часов 00 минут, при рассмотрении информации по результатам внеплановой выездной проверки, поступившей из министерства охраны окружающей среды Кировской области, установлено, что ООО "Стэп Плюс" в ноябре 2020 года транспортировало отход "Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства" к месту утилизации самостоятельно, в нарушение ч.1 ст.34, ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2022 года N7-ФЗ"Об охране окружающей среды", п.30 ч.1, ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Так в ходе проверки установлено, что 03.11.2020 ООО "Стэп Плюс" заключило договор с АО "Куприт" на передачу отходов - ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, утративших потребительские свойства для утилизации. Согласно п.1.1. договора транспортировка данных отходов производится заказчиком самостоятельно. 09.11.2020 ООО "Стэп Плюс" самостоятельно доставило указанные отходы в место приема АО "Куприт", о чем был составлен акт от 09.11.2020 N 112355.
Указанные действия ООО "Стэп Плюс" квалифицированы по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
Судьей районного суда при рассмотрении дела сделан вывод, что ООО "СТЭП ПЛЮС" осуществ ило деятельност ь, не связанн ую с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), чем допустило нарушение ч.1 ч.2 ст.30 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.30 ч.1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.
Месте с тем, суд при вынесении постановления не учел, что следующее.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.
Поскольку видом деятельности ООО "СТЭП ПЛЮС" не является деятельность по утилизации отходов, и как установлено в суде, административным органом в ходе проверки был установлен единичный случай транспортировки отходов - ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, утративших потребительские свойства для утилизации 09.11.2020 в место приема АО "Куприт", указанные действия ООО "СТЭП ПЛЮС" не подпадают под категорию длящегося правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности юридического лица следует исчислять не с момента обнаружения совершенного правонарушения, а с момента совершения противоправных действий, в данном случае с 09.11.2020.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как усматривается из материалов об административном правонарушении, описанные в протоколе действия, вмененные ООО "СТЭП ПЛЮС" совершены 09.11.2020. Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения ООО "СТЭП ПЛЮС" к административной ответственности начал исчисляться с 10.11.2020 и истек 10.02.2021.
Из положений ст.4.5, п.6 ст.24.5 КоАП РФ следует, что по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ведет к ухудшению положения этого лица.
Данная норма корреспондирует требованиям ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре постановления, как правило, не допустим.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем судья, приняв данное дело к производству 17.01.2021, то есть в пределах срока давности привлечения ООО "СТЭП ПЛЮС" к административной ответственности и, имея объективную возможность рассмотреть дело по существу до истечения указанного срока, фактически рассмотрел его только 15.03.2021, то есть по истечении срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
С учетом изложенного, постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 15.03.2021, вынесенное в отношении ООО "СТЭП ПЛЮС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 15.03.2021 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ООО "СТЭП ПЛЮС" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.