Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Авеню групп" Ерёмина В.Н. на постановление N * заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции (далее - МАДИ) от 23 января 2020 года и решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авеню групп", УСТАНОВИЛ:
постановлением N * заместителя начальника МАДИ от 23 января 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Авеню групп" (далее - ООО "Авеню групп", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Авеню групп" Ерёмина В.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Авеню групп" Ерёмин В.Н. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что вина Общества в совершении административного правонарушения не подтверждается представленными доказательствами.
В судебное заседание защитник ООО "Авеню групп" Ерёмина В.Н. явился, доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются как физические, должностные, так и юридические лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, грузовым автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3, абз.9 статьи 5 которого определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Статьей 23 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Приложения N 2 к Методическим рекомендациям, изложенным в Письме Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения; предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию; предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт; предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения; целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
В силу ст. ст. 2, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя; осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом МАДИ установлено, что * г. в * час. * мин. по адресу: *, выявлено невыполнение п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя ООО "Авеню групп", управляющего транспортным средством марки *, государственный регистрационный номер *, при осуществлении юридическим лицом, согласно путевому листу N 1112 N31, выданному на период времени с 11.12.2019 по 12.12.2019 деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 127715, действительного с 08.05.2019 по 07.05.2024, выданного ООО "Авеню групп", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Суд пришел к выводу о том, что вина ООО "Авеню групп" подтверждена: постановлением N * от 23 января 2020 г. по делу об административном правонарушении; протоколом N* об административном правонарушении от 16 января 2020г.; извещением о составлении протокола; путевым листом легкового такси от 11 декабря 2019г.; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 10 от 16 января 2020 г.; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Авеню групп" N * от 08 ноября 2019 г.; уведомлением о проведении проверки; заявлением А.П. от 14 января 2020 г. и другими материалами дела.
Вместе с тем должностное лицо и судья районного суда не учли следующее.
В материалах дела имеются представленные ООО "Авеню групп" по запросу МАДИ копия путевого листа N 31 легкового такси от 11 декабря 2019 года, который положен в основу постановления и согласно которому перед выездом транспортного средства "*" * года в * часов * минуты контролёром технического состояния транспортных средств Харитоновым А.П. был произведён предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства (л.д.22); копии трудового договора от 01 мая 2019 года, заключённого между ООО "Авеню групп" и Харитоновым А.П, приказа от 01 мая 2019 года о принятии на работу, приказа генерального директора ООО "Авеню групп" Даудова У.М. N 2 от 01 мая 2019 года о назначении Харитонова А.П. контролёром технического состояния автотранспортных средств ООО "Авеню групп" (л.д.51-53).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить всё известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний (ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).
В силу ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В обоснование вывода о виновности Общества в совершении административного правонарушения положены объяснения свидетеля Харитонова А.П. от 14 января 2020 года, согласно которым он не работал в ООО "Авеню групп" и не осуществлял технический осмотр транспортных средств.
Вместе с тем в бланке объяснений, оформленных в виде заявления, отсутствуют сведения о должностном лице МАДИ, отобравшем объяснения, его подпись, данные о разъяснении Харитонову А.П. его прав, предусмотренных ст. 25.6 КоАП РФ, а также о предупреждении его об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем объяснения Харитонова А.П. нельзя признать в качестве допустимого доказательства.
Иных доказательств, свидетельствующих о непроведении ООО "Авеню групп" медицинского осмотра транспортного средства "*" государственный регистрационный знак * * года в * часов * минуты в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление N * заместителя начальника МАДИ от 23 января 2020 года и решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авеню групп" нельзя признать законными, в связи с чем, они подлежат отмене, а производство по делу, прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО "Авеню групп" Ерёмина В.Н. удовлетворить.
Постановление N * заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции от 23 января 2020 года и решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авеню групп" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Судья
Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.