Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Ленинградского областного суда от 19 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 04 февраля 2021 года по административному делу 3а-290/2020 по административному исковому заявлению Ломов Е.Н. к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, судебная коллегия
установила:
Ломов Е.Н, являясь собственником объекта недвижимости, обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания (торговый центр) с кадастровым номером N, площадью 1361, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в размере рыночной стоимости, равной 8 383 000 рублей, по состоянию на 26 февраля 2014 года, указав, что утвержденная по результатам государственной оценки кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве общей долевой собственности нежилого здания - 17 181 610 рублей 88 копеек, существенно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает его права как плательщика налогов.
Одновременно, просил суд разрешить вопрос о распределении судебных расходов, взыскав в его пользу расходы, понесенные на оплату услуг оценки в сумме 65 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Ленинградского областного суда от 19 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 04 февраля 2021, административные исковые требования Ломова Е.Н. удовлетворены. Суд установилкадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 8 383 000 рублей по состоянию на 26 февраля 2014 года. Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 14 сентября 2020 года. Также с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в пользу административного истца взысканы расходы на оплату отчета об оценке в сумме 65 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 65 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной через Ленинградский областной суд 04 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 мая 2021 года, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов в части взыскания судебных расходов, просит вынести решение об отказе во взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра". Указывают, что учреждение не является уполномоченным органом по утверждению результатов определения кадастровой стоимости, поскольку при определении таковой использует уже утвержденные уполномоченным органом субъекта Российской Федерации удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС). Полагает, что поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости, правообладателем которого является административный истец, определена Учреждением исходя из УПКС, утвержденных Постановлением N 257 года путем умножения УПКС на площадь объекта, основания для возложения на Учреждение обязанности по возмещению административному истцу судебных расходов отсутствуют.
На кассационную жалобу Ломовым Е.Н. принесены возражения, в которых он просит решение Ленинградского областного суда от 19 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 04 февраля 2021 года оставить без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 106, 108, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, и установив, что определенная Актом ФГБУ "ФКП Росреестра" в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости нежилого здания (торговый центр) с кадастровым номером N, площадью 1361, 2 кв.м, более, чем на 50% превышает кадастровую стоимость, установленную судом, в размере его рыночной стоимости, что не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости, пришли к выводу, что имеются основания для взыскания с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности по оплате расходов по проведению оценки, как учреждения, определившего кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (торговый центр) площадью 1361, 2 кв.м.
По доводам кассационной жалобы административного ответчика проверке в кассационном порядке подлежит правильность взыскания судебных расходов по проведению оценки в размере 65 000 рублей с ФГБУ "ФКП Росреестра".
Изучив материалы дела, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при разрешении вопроса о надлежащем административном ответчике, на которого применительно к обстоятельствам настоящего дела должны быть взысканы судебные расходы, суды правильно определили, что судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра".
Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно пункту 1.4 указанных Методических рекомендаций результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, при включении сведений о вновь учтенных объектах недвижимости или ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
Установив, что факт несения административным истцом судебных расходов по оплате отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости - нежилого здания (торговый центр) площадью 1361, 2 кв.м, и госпошлины подтвержден надлежащими доказательствами установив, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 26 февраля 2014 года Актом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21 февраля 2014 года,, суды пришли к правильному выводу о том, что судебные расходы, понесенные административным истцом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению ФГБУ "ФКП Росреестра".
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в апелляционном определении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 19 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 04 февраля 2021 года по административному делу 3а-290/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"" - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 19 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 04 февраля 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.