Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Белинской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 31 марта 2021 г. по делу N 2-4539/20 по иску ФИО1 к Прокуратуре Санкт-Петербурга о признании незаконным действий, обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения участвующих в деле лиц: представителя ФИО1 ФИО7, действующего на основании доверенности "адрес"2 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, поддержавшего доводы жалобы; представителя прокуратуры Санкт-Петербурга на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Прокуратуре Санкт-Петербурга о признании незаконным действий в части исчисления размера пенсии.
Истец просила признать незаконными действия прокуратуры Санкт-Петербурга и заключение, утвержденное Первым заместителем прокурора г. Санкт-Петербурга ФИО8 2 сентября 2020 г, о перерасчете размера пенсии ФИО1 с 1 апреля 2020 г. без учета районного коэффициента и удержании переполученной пенсии в сумме 79 367 руб. 80 коп.; просила признать за ней права на сохранение районного коэффициента к пенсии в размере 40%, установленного в соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I для Мурманской области; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии с учетом применения районного коэффициента в размере 40%, установленного в соответствии с ч.2 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I для Мурманской области, и выплатить истцу недополученную по вине Прокуратуры Санкт-Петербурга часть пенсии.
Истец указала, что период её службы в качестве федерального государственного служащего - судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов г. Ковдора и на государственной должности судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ковдорского района в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области с 16 января 2001 г. по 15 сентября 2005 г. подлежит учету, как военная служба (служба), дающая право на сохранение "северного" коэффициента к пенсии. В обоснование данного довода истец ссылалась на п. 1.1. Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 942, где указаны периоды, учитываемые в выслугу для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 31 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просила отменить вышеуказанные судебные постановления и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, в связи с увольнением со службы, по личному заявлению (в котором, в том числе, подписано обязательство о необходимости сообщения обо всех обстоятельствах, влекущих изменение или прекращение выплаты пенсии) прокуратурой Мурманской области с 1 января 2020 г. назначена пенсия за выслугу лет по нормам п. "а" ст. 13 и п. "а" ст. 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1. Назначение осуществлено в соответствии с имеющейся на момент увольнения со службы пенсионной выслугой, исчисленной в календарном и льготном размере (ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 и постановлениями Правительства Российской Федерации).
Назначенная пенсия выплачивалась в г. Мурманске по месту проживания ФИО1 с 1 января по 31 августа 2020 г.
По личному заявлению ФИО1 от 28 июля 2020 г, поданному через прокуратуру Санкт-Петербурга, в связи с ее выездом из г. Мурманска и постоянной регистрацией по месту жительства в Санкт-Петербурге, пенсионное дело прокуратурой Мурманской области направлено для дальнейшей выплаты пенсии в прокуратуру Санкт-Петербурга.
В период выплаты пенсии с 1 января по 31 августа 2020 г. в связи с проживанием в г. Мурманске, ФИО1 к размеру ее пенсии был назначен районный коэффициент в размере 40%, установленный в данной местности.
Размер пенсии составил 55 557 руб. 48 коп, в том числе районный коэффициент в сумме 15 873 руб. 56 коп.
Исчисление пенсионной выслуги, срока назначения пенсии, а также основного размера пенсии, исчисленного с учетом имеющейся выслуги, ФИО1 не оспаривается.
В связи с выездом из местности, где районный коэффициент устанавливается к любому виду пенсии и для его выплаты достаточно только факта проживания в данной местности, при приеме на учет пенсионного дела ФИО1 и сохранения выплаты ей размера пенсии с районным коэффициентом в г. Санкт-Петербурге, пенсионной службой прокуратуры города проверялось наличие оснований к этому, установленных в ч. 2 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
При проверке пенсионного дела установлено, что у ФИО1 отсутствуют основания к сохранению коэффициента, поскольку отсутствует требуемый для сохранения "северного" коэффициента период 15-летней календарной службы, дающей на него право.
Период службы ФИО1 в органах прокуратуры Мурманской области с 16 сентября 2005 г. по 31 декабря 2019 г. составил календарно 14 лет 03 месяца и 16 дней, что является недостаточным для сохранения районного коэффициента к пенсии.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям", оценив представленные сторонами спора в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе истцу в иске, признав установленным о том, что у ФИО1 отсутствует требуемый Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941 период календарной 15-летней военной службы, потому при проживании истца в Санкт-Петербурге дальнейшая выплата пенсии за выслугу лет возможна без начисления районного коэффициента.
Включение периода работы ФИО1 с 16 января 2001 г..по 15 сентября 2005 г..в должности судебного пристава-исполнителя при определении выслуги лет в рамках пункта 16.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, а равно части 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска ФИО1
Согласно части 1 статьи 48 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
При выезде пенсионера из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства размер пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, сохраняется за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет (часть 2 статьи 48 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" утверждено положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры российской федерации, имеющим классные чины, и их семьям. Данное Положение определяет особенности исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" и, соответственно Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 942.
Ссылка заявителя жалобы о неправильном применении судом при разрешении спора нормативных положений, регулирующих правила исчисления периодов службы в целях сохранения права на получение районного коэффициента при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку указание на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 1.1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 основано на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Абзацем первым пункта 16.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 установлено требование, аналогичное части 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, а в абзаце 3 указано, что в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающую право на исчисление (сохранение) пенсии в порядке, установленном настоящим пунктом, включаются периоды военной службы (службы) в этих районах и местностях, в том числе по призыву (срочная военная служба) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Таким образом, включение периода работы истца с 16 января 2001 г. по 15 сентября 2005 г. в должности судебного пристава-исполнителя в районе Крайнего Севера при определении выслуги лет на основании пункта 16.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, как и на основании части 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 не предусмотрено; а поскольку период службы ФИО1 в органах прокуратуры Мурманской области составил календарно 14 лет 03 месяца и 16 дней, что является недостаточным для сохранения районного коэффициента к пенсии, правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 у суда, вопреки доводам её жалобы, не имелось.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 31 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.